Разобраться • 26 января 2024

Почему Apple столкнулась с самым большим кризисом с тех пор, как ее бизнес «спас» iPod

Почему Apple столкнулась с самым большим кризисом с тех пор, как ее бизнес «спас» iPod

Текст: Татьяна Казымова

Фото: Douglas Sacha/Getty Images


Инвесторы все больше нервничают, поскольку цена акций Apple падает на фоне самого продолжительного снижения биржевых рейтингов компании и объемов продаж на китайском рынке. Ситуацию усугубляют многочисленные юридические проблемы. Постарались разобраться в причинах.

Одна из крупнейших мировых корпораций, чье название сегодня на слуху буквально у каждого прогрессивного человека, переживает самый тяжелый кризис с момента выхода аудиоплеера iPod — легендарного устройства, которое спасло компанию от банкротства. Чтобы исправить положение, компания делает ставку на свою новую разработку — AR-гарнитуру. Однако пока что новая разработка «меркнет» на фоне технологий искусственного интеллекта.

Поражение на востоке

Бизнес Apple в Китае просел, что привело к первому за 16 лет падению прибыли корпорации. Позже компания сообщила о снижении выручки в течение двух кварталов подряд, что нетипично для гиганта, который до этого из года в год лишь наращивал объемы продаж. Тогда в низких продажах обвинили Huawei, конкурента производителя iPhone в Поднебесной.

«Я думаю, что любители обновлений считают такие варианты [как Huawei] более выгодными по цене, особенно если они не видят серьезных причин покупать IPhone», — заявил глава отдела маркетинга Apple в Китае.

Санкции США фактически парализовали способность Huawei производить высококлассные телефоны, давая Apple преимущество. Несмотря на ухудшение отношений между Пекином и Вашингтоном, компания-создательница iPhone продолжила демонстрировать рекордные продажи на китайском рынке.

Однако недавно Уолл-стрит забила тревогу по поводу бизнеса Apple в Китае, что привело к падению акций технологического гиганта. И это лишь одна из проблем, стоящих перед крупнейшей в мире компанией.

В ноябре стало известно, что объем выручки Apple снижался в течение четырех кварталов подряд, — это самый продолжительный спад более чем за два десятилетия. Некоторые аналитики считают, что компания может продемонстрировать снижение и в пятом квартале, когда отчитается о рождественских продажах. В таком случае это будет самая длинная полоса неудач с 1998 года, когда после возвращения Стива Джобса компания была спасена от банкротства.

В то, что Apple сейчас на самом деле находится в такой затруднительной ситуации, верится с трудом: в прошлом году компания стала первым предприятием, оцениваемым в $3 трлн (264 трлн руб. по курсу на 23 января 2024 года), а акции достигли нового исторического максимума только в прошлом месяце.

Apple захватила более двух третей рынка премиальных смартфонов. Прибыль компании в прошлом году составила $97 млрд, то есть примерно $11 млн в час. Но инвесторы сейчас все больше нервничают: с момента своего пика в декабре цена акций Apple упала на 8,5%, что в реальном выражении составляет $260 млрд.

iPhone теряет позиции

В настоящее время компания сталкивается с рядом проблем, которые в совокупности являются, пожалуй, самыми сложными за время пребывания Тима Кука в должности генерального директора.

Инвестиционный банк Jefferies прогнозирует, что объем продаж iPhone в Китае в этом году, скорее всего, упадет на двузначную величину. По мнению аналитиков компании, на сегодняшний день он уже сократился на 30%. Эта оценка последовала сразу за понижением рейтингов ценных бумаг Apple финансовыми конгломератами Barclays и Piper Sandler на прошлой неделе.

Отчасти в этом виновата мрачная экономическая картина в Китае, но Apple снова бросает вызов возрождающейся Huawei, которая преодолела последствия санкций США, разработав собственный процессор для смартфонов. Технические характеристики нового телефона Huawei Mate 60 обусловили огромный спрос на внутреннем рынке. Согласно местным СМИ, некоторым правительственным чиновникам было рекомендовано прекратить использование iPhone и других устройств иностранного производства.

По аналитике исследовательской компании Counterpoint Research, Huawei медленно «съедает» продажи Apple, занимающей лидирующие позиции на рынке Китая, поскольку она все еще восстанавливает свой бизнес после санкционной атаки США.

Рыночная доля китайской компании в сегменте мобильных телефонов стоимостью выше $600 в прошлом году выросла с 3 до 5%, в то время как доля Apple упала с 75 до 71%, что можно назвать значительным сдвигом на рынке.

Бен Вуд из аналитической компании CCS Insight говорит, что сегодня смартфоны все чаще воспринимаются как что-то наподобие стиральных машин, которые обычно меняют только тогда, когда они сломаются. «Часть проблем Apple заключается в том, что продажи замедляются, потому что люди пользуются их устройствами дольше», — говорит он.

Это вызывает беспокойство, потому что на iPhone по-прежнему приходится большая часть доходов Apple.

Юридические сложности

Тем не менее продажи смартфонов в Китае не единственная «головная боль» для американской корпорации. В преддверии Рождества компания была вынуждена приостановить большую часть продаж своих Apple Watch в США после того, как производитель медицинского оборудования обвинил ее в нарушении патента.

Apple Watch, которые остаются, пожалуй, самым знаковым устройством, выпущенным за 12 лет правления Кука, стали для технологического гиганта существенным источником дохода, хотя и не повторили успех iPhone.

Есть и другие потенциальные юридические проблемы. На прошлой неделе стало известно, что Министерство юстиции США хочет возбудить крупное антимонопольное дела против Apple, и причиной этого, вероятно, стала тактика, которую компания использует для защиты позиций iPhone на рынке. Несмотря на то что корпорация, скорее всего, будет оспаривать любые обвинения, столкновение будет по меньшей мере болезненным и, вероятно, продолжительным.

Более оперативное вмешательство регуляторов будет ощущаться в Европе. Законы о защите конкуренции, которые планируют принять европейские правительства, обеспечат владельцам iPhone возможность устанавливать приложения не только при помощи Apple Store.

В тени ИИ

На фоне нарастающих проблем Apple пытается сосредоточиться на новом продукте. В начале января компания объявила, что ее гарнитура дополненной реальности Vision Pro поступит в продажу 2 февраля 2024 года. Кук рассказал о ее функциях, назвав новинку «компьютером нового типа». Тем не менее запуск станет серьезной проверкой инновационной репутации Apple. При цене в $3,5 тыс. как производство, так и продажи устройств, скорее всего, будут ограничены.

В то время как Apple дебютирует со своей AR-технологией, мир переключает внимание на более блестящую инновацию: искусственный интеллект. На эту тему в корпорации говорят гораздо меньше. Компания редко восторгается ИИ как таковым, предпочитая говорить о том, как машинное обучение улучшает существующие технологии, такие как автокоррекция или камера iPhone. Это создает впечатление, что компания теряет позиции, что только подкрепляется постоянными разочарованиями пользователей в работе основанного на искусственном интеллекте голосового помощника Siri в iPhone.

Сообщается, что Apple планирует усовершенствовать голосовой помощник Siri с помощью новой системы, более близкой к ChatGPT. В настоящее время компания ведет переговоры с новостными издательствами о лицензировании их контента для запуска обновленного сервиса. Тем не менее встает вопрос, не помешает ли корпорации ее же позиция по отношению к конфиденциальности данных, которые для обучения систем искусственного интеллекта необходимо собирать и анализировать в огромном объеме.

В прошлом у Apple были длительные спады продаж, но ее всегда спасали такие инновации, как iMac 1998 года и iPod 2001 года.

Ранее стало известно, что компания оказалась втянутой в антимонопольный процесс против Google, в ходе которого выяснилось, что в 2021 году технологический гигант заплатил более $26 млрд за то, чтобы его поисковая система использовалась по умолчанию на устройствах Apple и других смартфонах и браузерах. Если Google проиграет дело, то она будет вынуждена прекратить регулярные выплаты Apple, которые составляют около 25% годовой выручки ее сервисного подразделения.