Социальная сеть Facebook переживает тяжелые для своей репутации времена: совсем недавно основатель компании признал утечку данных 50 млн пользователей. После скандала с британским разработчиком Cambridge Analytica, который в течение года собирал данные пользователей для показа им политической рекламы, Марк Цукерберг пообещал дополнительно защищать пользователей и блокировать подозрительные сервисы. Проблема самой быстрорастущей компании — в смешении целей и миссии: первые требуют скорости и агрессии, вторая — терпения. Это проблема — и вот почему.
Время захвата земель
Когда Энди Джонс в 2008 году пришел на работу Facebook в отдел по наращиванию аудитории, соцсетью пользовались около 100 млн — меньше 5% от нынешнего числа.
В один из первых дней работы Джонс пошел на ланч со своим новым боссом, Чаматом Палихапития, который был известен как агрессивный и не боящийся никаких рисков человек. Джон спросил у него, чего от него ожидают: в каких именно сегментах или регионах Facebook рассчитывает нарастить аудиторию.
Палихапития ответил: «У нас сейчас идет период захвата земель, просто иди, блин, и захвати столько земли, сколько сможешь».
Вспоминая тот разговор годы спустя, Джонс говорит: «Иными словами, он сказал мне, что не нужно задавать дурацких вопросов, просто надо пойти и привести в Facebook весь мир». Хотя тон начальника его и удивил, Джонс понимал, что этот вектор задан с самого верха, — Палихапития близко общался с основателем компании Марком Цукербергом, а отдел наращивания аудитории участвовал во всех значимых решениях Facebook, во многом благодаря поддержке Цукерберга и недавно пришедшей тогда в компанию на должность операционного директора Шерил Сэндберг.
Ненависть и пропаганда
Сейчас, 10 лет спустя, период захвата земель закончился, Палихапития стал венчурным инвестором и критиком Facebook, а в штаб-квартире соцсети теперь совсем другие настроения.
В своем недавнем интервью изданию Vox Цукерберг признал, что в процессе гонки за мировой аудиторией Facebook создал проблемы. Он стал инструментом для трансляции ложной информации, ненависти и пропаганды, а также двигателем политического расслоения в США и этнических чисток в Мьянме.
«Когда мы начинали, мы думали, как будет круто, если люди смогут общаться без границ и у каждого будет свой голос, — сказал Цукерберг. — Честно говоря, мы недостаточно времени уделили обдумыванию возможных последствий». Теперь, когда последствия дали о себе знать во всей полноте, Facebook усиленно латает эти дыры, но, по словам Цукерберга, понадобится несколько лет, чтобы добиться реальных изменений.
По его прогнозу, через 5-10 лет Facebook будут массово воспринимать как позитивную силу. «К сожалению, я не могу разобраться со всеми проблемами за несколько месяцев».
Хорошая новость в том, говорит Цукерберг, что, как и в 2008 году, он все еще полностью руководит процессом, так что все изменения, которые будут происходить, будут не косметическими заплатками, призванными успокоить прессу и инвесторов, а серьезными системными трансформациями.
«Нам всем повезло, что у нашей компании такая структура, которая позволяет мне контролировать ситуацию, — говорит он, имея в виду свой контрольный пакет голосующих акций. — Мы не зависим от прихотей краткосрочных акционеров. Мы можем разрабатывать продукты и принимать решения исходя из интересов нашего сообщества в долгосрочной перспективе».
Среди вещей, которые точно противоречат интересам «сообщества», как выразился Цукерберг, — попытки вмешаться в бизнес-модель монетизации внимания и данных пользователей с помощью рекламы. Цукерберг резко реагирует на предположения, что именно в этом корень многих из его сегодняшних проблем. «Довод, что якобы нам на вас плевать, если вы нам не платите, очень поверхностный и не соответствует действительности. Когда хочешь построить сервис, который объединит всех людей в мире, то очевидно, что не все могут себе позволить за это платить. Поэтому, как и для многих медиа, которые зарабатывают на рекламе, для нас это единственная рациональная модель существования».
Когда Цукерберг говорит о том, как важно объединить всех людей в мире, богатых и бедных, он смешивает миссии Facebook и его цели. Миссия требует терпения и следования интересам сообщества.
А для достижения целей нужна скорость. Когда Палихапития говорил о захвате земель, это было нужно для осуществления цели компании занять доминирующее положение на рынке соцсетей. И именно потребность срочно осуществить эту задачу, а вовсе не миссия Facebook стояла за принятым в 2005 году решением монетизировать Facebook через рекламу, а не через подписку. Можно спорить, какая из этих моделей в большей степени отвечает долгосрочным интересам сообщества. Ответ на вопрос, какая из них больше способствует стремительному росту, очевиден.
Цукерберг смог привлечь капитал на условиях, позволяющих ему сохранить контроль над компанией, именно потому, что Facebook был самым быстрорастущим сервисом в истории. Везение, о котором он говорит, тут ни при чем. Это результат тех же самых решений и приоритетов, которые привели к проблемам, с которыми столкнулся Facebook и которые Цукерберг обещает со временем решить.
Выбор пути наименьшего сопротивления стал первородным грехом Facebook. Настаивая на правильности этого выбора, Цукерберг демонстрирует, что так и не осознал природу этого греха. Утверждать, что через несколько лет Facebook станет позитивной силой, не проделав серьезной работы по самоанализу и поиску истинных причин возникших проблем, — это, ну как бы сказать, очень поверхностно и не соответствует действительности.