Разобраться • 10 декабря 2025
Не последняя коллекция. С какими вызовами сталкиваются российские модные бренды — и как справляются
Не последняя коллекция. С какими вызовами сталкиваются российские модные бренды — и как справляются

Автор: Ольга Карасева
Российская мода научилась делать качественные вещи, но так и не научилась продавать мечту. Отечественные марки заняли площади H&M и Zara, но многие закрылись через два года. Маркетплейсы вытеснили офлайн и теперь поджимают селлеров. А покупатели выбирают не между двумя брендами, а между покупкой и депозитом. В рамках совместного с «Москвичкой» проекта «Мода как бизнес» «Инк» разбирался, как российский фэшн выживает, когда функционал есть, а магии нет.
Проект состоит из двух частей: про модный аспект и про бизнес.
Российская мода научилась делать качественные вещи, но так и не научилась продавать мечту. Отечественные марки заняли площади H&M и Zara, но многие закрылись через два года. Маркетплейсы вытеснили офлайн и теперь поджимают селлеров. А покупатели выбирают не между двумя брендами, а между покупкой и депозитом. В рамках совместного с «Москвичкой» проекта «Мода как бизнес» «Инк» разбирался, как российский фэшн выживает, когда функционал есть, а магии нет.
Проект состоит из двух частей: про модный аспект и про бизнес.
В 2024 году продажи fashion-товаров в России достигли 4,1 трлн руб., а к концу 2025 года должны вырасти еще. По подсчетам аналитиков сервиса «РБК Исследования рынков», совокупный объем покупок одежды дойдет до 4,4 трлн руб. А в агентстве по развитию бизнеса Shift прогнозируют рост рынка до 4,85 трлн руб.
Но это не означает, что россияне стали покупать больше, — даже наоборот: за год общее количество приобретенных вещей сократилось на 6,5%.
И хотя у многих потребителей траты на одежду, обувь и аксессуары выросли, происходит это не благодаря всплеску интереса к моде, а за счет инфляции и повышения цен. За три года одежда подорожала на 36%, обувь — на 59%.
При этом россияне стали более экономными и рациональными: 46% уже сокращают импульсивные покупки, а 31% планируют это сделать. Как объясняет основательница и CEO консалтингового агентства К&PА Галина Кравченко-Манюкова, соотношение цены и качества сейчас оказывается значимым, вероятно, даже главным фактором при выборе одежды. «А вот критерий модности сейчас стоит далеко не на первом месте», — говорит эксперт.
Как отмечает Галина Кравченко-Манюкова, зачастую покупатели сейчас выбирают не между двумя вещами от разных брендов, а между тем, тратить ли деньги или отложить их. Рост ключевой ставки стимулировал интерес к вкладам и депозитам.
Изменения в потребительском поведении подтверждают и другие инсайдеры fashion-рынка

Юлия Выдолоб
фэшн-журналистка, партнер консультационного агентства Dot Comms
«Денег стало меньше, но запросов к брендам — больше: клиент стал требовательнее, осторожнее и экономнее. Он покупает меньше, внимательнее выбирает и все чаще ищет оправданную ценность в покупке».
Но все же 80% покупателей готовы приобрести понравившуюся вещь, даже если цена на нее будет выше обычной. У половины есть любимые бренды одежды, и только 25% заявили, что откажутся от покупки вещей этих марок в случае необходимости сократить расходы.

Стефания Николаева
фаундер бренд-агентства LO: RE, креативный консультант и бренд-стратег
«С одной стороны, люди стали меньше просто покупать без причины. С другой — они готовы потратить больше на вещь, которая рассказывает историю, служит дольше и вызывает доверие. Например, часто покупатели в премиум‑сегменте смешивают базовые вещи из сегмента «премиум» и более доступные, но трендовые. Запрос изменился: сейчас важно не просто выглядеть красиво, а чувствовать, что носишь не просто вещь».
Продолжением идей экономии и осознанного потребления стал интерес потребителей к готовым образам. Как отмечает Иветта Макарова, креативный директор бренда одежды LI LAB, многим стала близка идея капсульного гардероба.
Российский потребитель становится еще более требовательным и недоверчивым — меньше обращает внимание на распродажи и рекламные интеграции. Особенно сложно достучаться до клиентов в сегменте «премиум»: среди них 76% демонстрируют высокий скепсис по отношению к интеграциям и продвижению брендов с помощью знаменитостей.
Хуже работать стали и другие маркетинговые инструменты. Как говорит Ксения Кудряшова, основатель и дизайнер бренда BITTE_RUHE, российские модные бренды «очень избаловали» покупателя сервисом, упаковкой, мероприятиями и масштабом.
Параллельно растут затраты на продвижение. Главная причина этого — введение правил маркировки рекламы, а также запрет использовать для нее некоторые площадки и инструменты. Предприниматели потеряли один из самых дешевых, но при этом работающих инструментов — рекламу в Instagram*. Часть аудитории перешла в «Телеграм», и цены на коммерческие размещения там заметно выросли — хотя площадка плохо адаптирована под визуальные материалы, а случайно наткнуться там на контент незнакомого бренда практически невозможно.

Галина Кравченко-Манюкова
основательница и CEO консалтингового агентства К&PА
«Ввиду роста рекламных затрат, вложения в привлечение новых покупателей уже не оправдываются. Представители большей части модных брендов говорят о сложностях с тем, чтобы обратить на себя внимание новых покупателей. Потому теперь основная задача — работать с уже существующей лояльной аудиторией».
Фаундер бренд-агентства LO: RE Стефания Николаева считает, что один из работающих способов продвижения fashion-товаров сейчас — это усиление эмоционального контакта с клиентом и выход за пределы модной сферы. Например, многие бренды расширяют свою сферу присутствия на кросс-индустрии — бьюти, лайфстайла, HoReCa — путем создания коллабораций и совместных маркетинговых активаций или заходят в зону различных хобби, их комьюнити и целевой аудитории.

Стефания Николаева
фаундер бренд-агентства LO: RE, креативный консультант и бренд-стратег
«За последние пару сезонов у многих брендов появились свои книжные и беговые клубы, девичники со спортивной или бьюти-программой, совместные походы в музеи, даже бизнес-сообщества».
Большую часть fashion-товаров россияне сейчас покупают онлайн — на маркетплейсах. Согласно данным сервиса «РБК Исследования», одежду, обувь и аксессуары там за последний год заказывали 69% опрошенных. Аналитики называют лидером Ozon: восемь из десяти респондентов приобретали вещи именно там. Второе место — у Wildberries. Следом идут Lamoda и «Яндекс Маркет».
Но если раньше покупатели шли на маркетплейсы преимущественно за бюджетными товарами, а что-то более дорогое — верхнюю и нарядную одежду, обувь и сумки — приобретали в физических магазинах, то сейчас эта ситуация изменилась.
В Ozon рассказали, что количество клиентов с чеком выше 50 тыс. руб. в первом полугодии 2025 года выросло на 78%, а с чеком выше 200 тыс. руб. — на 72%.
Кроме того, для состоятельных покупателей маркетплейсы создают специальные предложения: у «Яндекс Маркета» появился сервис Ultima, у Ozon — раздел «Селект», Lamoda развивает раздел «Дизайнеры» для модных марок с четким ДНК. Wildberries начал присваивать товарам значок «Оригинал» и запустил раздел «Бренды» с вещами известных марок. Для попадания в раздел продавец должен подтвердить право продавать товары и представить необходимые документы.

Пресс-служба Ozon
«Количество покупателей Ozon Fashion превысило 42 млн человек, а число заказов выросло на 74% по сравнению с прошлым годом.
Самыми популярными категориями остаются футболки, кофты, женская обувь, брюки, джинсы и юбки. При этом все больше внимания покупатели уделяют «сложным» fashion-категориям — свадебным платьям, шубам, ювелирным украшениям и одежде сложного кроя. Раньше такие вещи чаще выбирали офлайн. Особенно активно растет сегмент среднего и премиального уровня. В первом полугодии 2025 года продажи fashion-товаров дороже 35 тыс. руб. на Ozon увеличились на 74% год к году».
По подсчетам Центра финансовой аналитики Сбербанка, за последние два года традиционный офлайн-ретейл потерял 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов. Несколько брендов уже объявили о закрытии физических магазинов: Bat Norton отказался от флагманских сторов в Москве и Петербурге, а в Inspire Girls закрыли пять точек. Сложности есть и у крупных игроков. Так, Gloria Jeans ведет переговоры о снижении арендной ставки для своего трехэтажного флагмана в московском бизнес-центре «Галерея Актер» на Тверской улице.
Представители офлайн-ретейла уверены, что маркетплейсы вытесняют с рынка традиционных продавцов нечестными методами — за счет ценового демпинга и стимулирования недобросовестной конкуренции.
В сентябре 2025 года президент Союза торговых центров России Булат Шакиров попросил Федеральную антимонопольную службу провести оценку деятельности маркетплейсов. Представители площадок с претензией не согласны. Они парируют замечанием, что скидки — это классическая механика продвижения на рынке.
При этом офлайн-ретейлеры в битве за клиента сдаваться не собираются. Многие магазины становятся похожими на фотозоны — с ярким декором и арт-объектами, там появляются активности, не связанные с шопингом, например кафе и галереи. Теперь в офлайн-магазине зачастую можно получить консультацию стилиста.
Как отмечает партнер консультационного агентства Dot Comms Юлия Выдолоб, онлайн стал территорией выгоды и удобства, офлайн — эмоций и контакта.

Александр Цой
операционный директор универмага локальных брендов Trend Island
«Как офлайн-ретейлер, мы сталкиваемся с рядом вызовов. Первый — это снижение трафика. Покупатели стали реже приходить в магазины, но при этом они стали заметно более требовательными, их запросы выросли. Мы отвечаем на это, развивая качественный сервис и организуя различные мероприятия для клиентов.
Второй вызов — это рост расходов. Как и многие компании, мы оптимизируем бизнес-процессы, инвестируем прежде всего в направления, которые считаем наиболее перспективными. Например, это развитие персонального шоппинга и программы лояльности.
Третье — дефицит кадров. Сегодня стало сложнее найти квалифицированных и мотивированных сотрудников. Мы постоянно работаем над этим вопросом: даем обратную связь брендам по работе их консультантов, оцениваем качество обслуживания через клиентский сервис, проводим тренинги».
Недовольны деятельностью маркетплейсов не только представители офлайн-ретейла, но и сами селлеры. Предприниматели отмечают, что маркетплейсы, удерживая положение монополистов, теперь могут диктовать свои условия — и они становятся все более жесткими. Антон Тимонин, операционный директор брендов BRMSK и Barmariska, рассказывает, что всего за несколько месяцев 2025 года комиссия маркетплейсов для продавцов значительно выросла.
Антон Тимонин
операционный директор брендов BRMSK и Barmariska
«По нашим подсчетам, мы стали отдавать маркетплейсам примерно на 30–40% больше, чем раньше. Например, у Ozon только за последние два месяца комиссия в категории “одежда” повышалась уже шесть раз. На начало августа 2025 года она составляла 13%, а в ноябре — уже 43%».
О повышении комиссии заявили также в «Яндекс Маркете». В Wildberries поднимали комиссию в сентябре 2025 года, но пообещали зафиксировать тарифы до апреля 2026-го.
Директор департамента по закупкам и развитию модного ассортимента Lamoda Ирина Максимова ответила, что на площадке установлена единая комиссия 37% для FBO (Fulfillment by Operator — формат работы, при котором селлер передает товары на склад маркетплейса, а тот полностью берет на себя всю работу, связанную с хранением, упаковкой и доставкой заказов. — Прим. ред.) и 19% для FBS (Fulfillment by Seller — формат работы, при котором продавец хранит товар на собственном складе, самостоятельно упаковывает, маркирует и отгружает товары на склад маркетплейса. — Прим. ред.). В разделе «Дизайнеры» установлены специальные условия — комиссия 17% по FBS и 35% по FBO.
После роста затрат на комиссию и логистику многие селлеры пожаловались, что с трудом могут торговать на маркетплейсах, даже выходя в ноль. Как рассказывает Антон Тимонин, сейчас бренды стараются диверсифицировать риски и ищут выход на разные площадки. Так, BRMSK и Barmariska продаются не только на маркетплейсах, но и в мультибрендовых офлайн-универмагах, магазинах формата офпрайс, на собственном сайте. Но спикер признает, что конкурировать с маркетплейсами по уровню удобства и доступности для покупателей сайты брендов вряд ли смогут.
Антон Тимонин
операционный директор брендов BRMSK и Barmariska
«Вопрос, как переводить трафик на собственный сайт, пока для многих брендов остается сложным. На маркетплейсы миллионы людей зачастую приходят за одной категорией товаров, например бытовой химией, а уходят, купив футболку. Просто потому что она попалась, они ее увидели совершенно случайно. С сайтом такого в принципе происходить не может. Человек должен четко понимать, какую вещь и какого бренда он ищет».
Российский бренд одежды Yollo, запустившийся в апреле 2023 года, спустя два года объявил о закрытии магазинов. Yollo позиционировал себя как замену ушедшим зарубежным маркам и даже занял некоторые площади H&M, в том числе и один из крупнейших магазинов в московском «Афимолле». Такая же участь постигла сеть Just Clothes, позиционировавшую себя как замену Uniqlo: проект проработал чуть больше года и закрылся.
Фаундер бренд-агентства LO: RE Стефания Николаева считает, что отечественные марки выигрывают, когда не пытаются быть копией, а создают свой уникальный продукт и визуал. Так у них появляется возможность найти своего покупателя.

Юлия Выдолоб
фэшн-журналистка, партнер консультационного агентства Dot Comms
«Локальные бренды научились закрывать базовые потребности потребителя: одежда, обувь, аксессуары — все это теперь доступно. Но историческим контекстом, культурным капиталом, узнаваемостью — тем, что создается десятилетиями, — российские бренды в массе своей пока не обладают. Зато у них сейчас есть шанс вырастить свою собственную историю, а не копировать чужую».
Как объясняет операционный директор Trend Island Александр Цой, российские игроки сейчас действительно заняли ниши ушедших брендов и сумели закрыть базовые потребности покупателей. Однако замещение произошло не во всех сегментах: в премиальном и технологичном направлениях (к нему относятся как раз Uniqlo) полного замещения нет. Спрос оказался удовлетворен лишь частично, в первую очередь за счет базовой одежды.

Александр Цой
операционный директор универмага локальных брендов Trend Island
«В 2023–2024 гг. мы наблюдали бурный рост российских брендов, но за два года индустрия физически не могла вырасти настолько, чтобы полностью компенсировать дефицит и заменить привычки потребления, которые формировались десятилетиями».
Основатель бренда FLASHIN Инна Онор считает, что российские марки пока не могут конкурировать с зарубежными аналогами в люксовом сегменте. Уже есть достойные примеры, как бренды MVST и Ulyana Sergeenko, но пока российские марки только в начале пути.
Антон Тимонин уверен, что российские бренды не уступают ушедшим, если говорить о функционале и качестве: многие отечественные марки адаптируют свои лекала, совершенствуют технологии пошива, отслеживают тренды.
Антон Тимонин
операционный директор брендов BRMSK и Barmariska
«Если посмотреть на последние коллекции Zara или Bershka, можно заметить, что многие модели в тех же трендовых цветах представлены и в России — причем практически в таком же, а иногда и лучшем качестве. Все ищут вдохновение в одних и тех же показах и виртуальных отчетах».
А вот эмоциональную привязанность российского покупателя к ушедшим брендам отечественные аналоги перекрыть не смогли.
Опрошенные нами эксперты рынка отмечают, что fashion-бизнес в России в последнее время столкнулся с рядом вызовов — это рост стоимости привлечения трафика, расходов на рекламу, цен на материалы и логистику, а также увеличение регуляторной нагрузки. Уже вступили в силу требования к маркировке товаров и рекламы, действуют новые налоги, а в 2026 году ожидается налоговая реформа, которая прежде всего усложнит положение малого и среднего бизнеса.
Самый заметный показатель сложного положения fashion-бизнеса — большое количество брендов, которые закрылись или взяли паузу. По данным «Контур. Фокуса», в первой половине 2025 года активную деятельность приостановили более 300 юридических лиц, зарегистрированных по ОКВЭД 47.71 (розничная торговля одеждой), 47.72 (розничная торговля обувью) и 47.78 (розничная торговля аксессуарами). Это примерно 3,8% общего числа продавцов в данных категориях.
Среди закрывшихся — «Спутник 1985», Mellow, I Am Studio, Prav.da. О своем банкротстве объявил ретейлер «Модный континент», владеющий марками Incity и Deseo. Трудности в меньшей степени касаются гигантов: в прошлом году оборот Melon Fashion Group вырос на 33%, Lime — на 66%, а Henderson — на 25%. Тем не менее и у крупных игроков есть сложности: например, Gloria Jeans отказалась от развития Ready! Steady! Go! — дочернего бренда молодежной одежды .
Модные бренды, которые продолжают работать, стали действовать рациональнее. Юлия Выдолоб отмечает, что они отказываются от избыточного креатива, больших коллекций и массовых кампаний, а вместо этого возвращаются к смыслу и продукту, который точно будет востребован, — работают с микроинфлюэнсерами, выпускают капсулы и дропы (дроп — выпуск одежды ограниченной партией. — Прим. ред.).
«Производители оптимизируют все что можно: от количества деталей до состава тканей. Меньше экспериментов, больше универсальных силуэтов», — говорит Юлия.

Стефания Николаева
фаундер бренд-агентства LO: RE, креативный консультант и бренд-стратег
«Если ранее бренд мог себе позволить экспериментировать с имиджевыми моделями, внедрять в ассортиментный ряд много артикулов на тест покупателю, то сейчас вынужден фактически “сидеть” на популярной модели, пока она не изживет себя, или кэрри-оверах (моделях, возвращающихся из коллекции в коллекцию, возможно, с небольшими изменениями в крое. — Прим. ред.), которые дают хорошие показатели в продажах».
Эксперты отмечают, что 2026 год может стать годом оптимизации: выживут и смогут развиваться fashion-марки, которые хорошо считают экономику, выстроили устойчивые схемы продаж и отношения с аудиторией, накопили ресурс, позволяющий быстро адаптироваться к новой реальности.
Выстраивать нужно крепкую операционку и бизнес‑систему, а не только креативную подачу, а инвестировать придется не в быстрый рост, а в устойчивость.
*— принадлежит признанной в России экстремистской организации Meta