Два года назад в наш стартап инвестировала американская Placeholder. По признанию партнера этой венчурной фирмы Бреда Бернхэма, ему и его коллегам понравился наш стиль управления (мы тогда работали из офиса будущего инвестора). В таком подходе есть своя логика: чтобы выделиться из множества проектов, основателям мало придумать классную идею и красиво ее расписать в питче. Нужно еще и продемонстрировать понимание рынка и способность достичь поставленных задач. Рассказываем, как стать продуктивными руководителями в глазах инвестора, а заодно отстроить действенную систему управления стартапом.
От директив к делегированию
Отечественный стиль управления отличается жестким подходом «здесь и сейчас» — сотрудники работают на износ и очень быстро выгорают. Командам из России свойственно делать все и подряд, без трезвой оценки задач и количества имеющихся ресурсов.
От директив лучше перейти к делегированию. Это когда вы распределяете задачи под персональную ответственность сотрудников, собираете с них обратную связь и оцениваете ресурсы, которые им понадобятся для выполнения задач. Так вы сможете сохранить вовлеченность команды и, как результат, повысить общую продуктивность работы за счет более высокой самоотдачи.
В идеале — отказаться от жестких KPI, поскольку они мешают сотрудникам думать широко и делать то, что они считают правильным (все работают на повышение показателей, не задумываясь об их уместности). Важно, чтобы члены команды анализировали поставленные им задачи, а не просто отрабатывали часы в корпоративном мессенджере и демонстрировали вовлеченность.
Ваша способность делегировать ответственность станет сигналом о том, что вы готовы отойти от микроменеджмента и сконцентрироваться на стратегическом развитии — а значит, и долгосрочно планировать развитие компании.
Реалистичные задачи вместо «пятилетки за три дня»
Переломным моментом для нашего представления о стиле управления стал переезд в Кремниевую долину. Там принято двигаться маленькими шагами и не верить слишком звучным обещаниям — никто не ожидает от тебя сверхзвукового ускорения на чистом энтузиазме.
В Долине мы перестали направо и налево рассказывать о том, как «перевернем мир финансов», и сконцентрировались на поэтапном развитии. Очень важно научиться взвешивать каждый последующий шаг и вкладывать в него максимум ресурсов. Только так можно добиться планомерного движения к цели с распределенной нагрузкой — это когда сотрудники свободно распоряжаются рабочим временем, но при этом выполняют свои задачи.
Регулярная коммуникация и ощущение команды
Эффективная коммуникация — основа грамотной системы управления. Важно, чтобы сотрудники в рабочих группах проводили регулярные короткие созвоны и собирали актуальную информацию о ходе работы. Так внутри команды будет не просто понимание, кто чем занят и на какой стадии находятся задачи, — начнут выстраиваться и расти горизонтальные связи.
Для удаленных или распределенных команд эффективная коммуникация особенно важна. Люди, которые не сидят бок о бок со своими коллегами, должны ощущать себя частью коллектива.
Адаптация к изменениям
Успех стартапа сильно завязан на умении анализировать свои шаги и изменения на рынке. Результаты такого анализа, а также обратную связь от сотрудников нужно интегрировать в принятие управленческих решений. Например, если кто-то из участников команды столкнулся с проблемой при выполнении своей задачи, следует скорректировать график работ для оперативного устранения проблемы. Точно так же вы должны постоянно сверять курс развития проекта с ситуацией на рынке — и при необходимости адаптироваться к изменениям.
В целом, ваша задача — прокачать имидж надежного проекта, который заботится о коллегах и понимает динамику рынка, а еще получить приятный бонус в виде повышенной эффективности работы сотрудников. Оба этих фактора станут вашими плюсами в глазах инвесторов и потенциальных партнеров