• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Кейс BS-shina: потерять €200 тыс. и влезть в долги, но выжить и расшириться (с помощью франшизы и Instagram)

Кейс BS-shina: потерять €200 тыс. и влезть в долги, но выжить и расшириться (с помощью франшизы и Instagram)

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

Интровертам здесь не место. Как максимально полезно побывать на конференции

Интровертам здесь не место. Как максимально полезно побывать на конференции
Фото: Marlene Awaad/Getty Images

На крупные международные digital-мероприятия стоит ехать прежде всего тем, кто планирует выход на зарубежные рынки, ищет иностранных партнеров или свежие идеи, которые можно реализовать на российском рынке. Здесь можно изучить конкурентов и узнать, чем будет жить рынок в следующем году. Артур Ромашин, основатель платформы Get4Click, объясняет, кому, как и зачем ездить на международные конференции.


Поднять деньги


Для поисков инвестора на международных тусовках может быть достаточно одной идеи и работающего прототипа. По крайней мере, с этим набором на недавнем Web Summit в Лиссабоне можно было купить за €1 тыс. билет категории Alpha — проходки на 3 человека и место за стойкой на 1 день выставки. С готовым продуктом можно податься в категорию Beta и получить чуть больше привилегий, если доплатить еще €500. Третья категория — Growth — скорее не для стартаперов, а для полноценных, состоявшихся проектов. Подобное деление по категориям есть на многих мероприятиях.

Часто организаторы перед конференцией внимательно изучают каждого участника, смотрят сайты, презентации, продукты, общаются по скайпу и помогают определиться с категорией. Например, большое значение имеет оборот компании. Но иногда идут навстречу и предлагают участникам выбрать категорию самостоятельно.

Понятно, что на крупных международных мероприятиях стартап получит больше возможностей для нетворкинга и знакомства с полезными людьми, но не стоит ожидать, что выгодные контракты польются рекой, как только предприниматели переступят порог конференции. Раньше я думал, что на зарубежных форумах нет отбоя от инвесторов. Они туда действительно приезжают, но не идут сплошным потоком, как я ожидал. В целом инвесторам интересны стартапы на любой стадии развития, но более серьезные компании уделяют внимание реальным работающим проектам.


Стартаперам всех категорий нужно быть готовыми к тому, что рассказывать о своем продукте необходимо быстро, буквально за 2-3 минуты.


Под это заточены большинство мероприятий и активностей, как на специально организованных митапах и питчах, так и в кулуарах. Никто не выслушивает долгие вступления, все изучают продукт поверхностно. Если он интересен, обмениваются контактами и идут дальше.

Если вам все-таки удалось заинтересовать инвестора своим кратким сбивчивым рассказом, можно спокойно поговорить в зонах нетворкинга компаний Google, Amazon, IBM, Booking.com, которые обычно есть на масштабных мероприятиях. Найти место для переговоров с подходящей атмосферой не проблема: серьезную встречу в костюмах можно провести за столиками и чаем, а неформальную беседу в толстовках — на настоящем газоне под плодоносящими лимонными деревьями.

Еще один способ найти компании, готовые вложить деньги в стартап, — мероприятия вне основной программы конференций. Обычно по вечерам проходит много тусовок, в том числе закрытых, попасть на которые можно только по приглашениям. Но если на конференции сильно русскоязычное сообщество, то стартаперам и инвесторам достаточно просто оказаться на таких тусовках. Например, по приглашению знакомых я ходил на вечеринку с прибалтийскими и российскими инвесторами, где были представители российских компаний, в том числе ребята из Сколково и ФРИИ. Вечеринка была яркая, но бесполезная в плане привлечения инвестиций: у нашего проекта недавно уже появился партнер, и я пошел туда скорее из интереса. Но, думаю, другим предпринимателям было бы полезно.


Найти вдохновение


Даже если компания совсем не зеленый стартап, поехать на крупное международное мероприятие стоит для вдохновения. Get4Click существует уже 6 лет, мы переросли первый этап бурного развития, и сейчас нам нужны новые идеи для дальнейшего роста. Поэтому основная цель поездок — знакомство с новыми проектами, чтобы изучить пути для собственного развития. На последнем мероприятии было много интересных проектов в области онлайн-образования, искусственного интеллекта, social media, big data, e-commerce. Мы познакомились с конкурентами из других стран, которые поделились своим видением развития, инсайтами и опытом, полученным на своем рынке.

Как и в коммуникации с инвесторами, общение с себе подобными проходит в лаконичной манере:

– Ты чем занимаешься?

– Интернет-маркетингом, у меня реферальная платформа.

– Аааа, а у меня крипта.

Нет, не подходит, пошли дальше. Если направление интересное, участники обмениваются контактами и все равно идут дальше, чтобы познакомиться с максимальным количеством других проектов.


Если вы ищете партнеров


Тем, кто не нуждается в инвестициях и вдохновении, международные конференции пригодятся для поиска зарубежных партнеров. Хорошо, если компания уже понимает, где собирается развиваться дальше, тогда можно сосредоточиться на общении с представителями определенных стран.

На международных конференциях легко можно найти и российских партнеров, как бы странно это ни звучало. На подобных тусовках все находятся в равных условиях: едят в одних и тех же забегаловках, ходят по одним коридорам, и в очереди за кофе можно столкнуться с представителями крупных российских компаний и венчурных фондов, которых бывает сложно выловить в России.


Полезный контент


Многие участники крупных зарубежных конференций отправляются туда, чтобы послушать выступления спикеров и узнать о каких-то мировых трендах, которые пока не дошли до России и могут не дойти еще несколько лет. Стоит учесть два момента.

Во-первых, программа самых крупных мероприятий очень насыщенная, идет несколько потоков выступлений параллельно и успеть везде невозможно. Бессмысленно пытаться послушать всех, лучше сфокусироваться на конкретном направлении и заранее выбрать выступления, которые для вас особенно важны.

Во-вторых, не все спикеры одинаково полезны. Возьмем для примера Web Summit. Меня там интересовали прикладные выступления: презентации квантового компьютера IBM, нового облачного сервиса Amazon, полезных фишек для разработки, финтеха и онлайн-платежей. Но некоторые спикеры, например Тони Блэр, были бесполезны, по крайней мере для меня. Это известная личность, но речь была о том, что объединение e-commerce — это круто, а Трамп — нет. Его выступление ничего не дало мне с точки зрения digital и бизнеса. Предпочтительнее было общаться с участниками мероприятия.


Что стоит учесть всем


Конечно, без знания английского на международных конференциях делать нечего, но без знания местного языка вполне можно обойтись. В незнакомом городе невозможно заблудиться, даже если прежде вы не были дальше Турции.

Во время Web Summit по всему Лиссабону было очень много указателей, как добраться до места проведения. Было ощущение, что саммит проходит не в Altice Arena, а «размазан» по всему городу. В отличие от итальянцев и французов на подобных мероприятиях, португальцы дружелюбны и свободно говорят на английском. В Лиссабоне таксист не просто молча отвезет тебя из точки А в точку В, как в других городах Европы, а порадуется твоему приезду и подскажет, куда сходить и что посмотреть в городе.

Кстати, про переезды. Если вы планируете успеть к конкретному выступлению или назначенной на мероприятии встрече, нужно приезжать заранее. Иначе есть риск попасть в глухую пробку на подъезде к месту проведения, что на такси, что в метро. Если на площадках установлены экраны с трансляцией, может, еще удастся посмотреть выступления.

Сложно говорить, насколько подобные мероприятия окупаются для предпринимателя. ROI (от англ. return on investment) — окупаемость инвестиций — тут не посчитаешь, вложения должны отбиться теми знаниями и контактами, которые ты там получишь. Это долгосрочная история, которая не обязательно выстрелит. Например, не факт, что контакты представителей китайских конкурентов дадут нам какой-то профит. Но точно могу сказать, что интровертам на таких тусовках делать нечего, потому что одними знаниями от спикеров вложения в поездку точно не окупятся.

После каждого мероприятия обычно есть целый год, чтобы оценить его эффективность. Общаться с новыми знакомыми, смотреть видео докладов. А тем, кто еще не посетил ни одного масштабного digital-ивента, рекомендую присмотреться к таким предстоящим крупным конференциям, как Affiliate World Asia в Бангкоке, RISE в Гонконге, MWC в Барселоне.