Вопрос о стратегии выхода основателю любого технологического стартапа приходится слышать снова и снова, почти с первого дня в бизнесе. Стратегия выхода — это то, что позволит вам превратить капитал, нажитый потом и кровью, в ликвидную наличность. Иногда это происходит в форме IPO — а порой не происходит вовсе. Третий вариант — приобретение: стартап покупает более крупная компания. Такие сделки нередко заключаются на огромные суммы и могут изрядно взбудоражить целую отрасль. В 2017 году произошло восемь таких крупных приобретений. Вот они (в порядке возрастания суммы сделки).
№8
Shazam, приобретен Apple за $400 млн
Apple объявила о приобретении Shazam, приложения для идентификации музыкальных композиций, в декабре. Сам по себе Shazam так и не стал процветающим бизнесом, но это инструмент, с которым знакомы многие потребители. Скорее всего, Apple интегрирует возможности Shazam в iOS и, безусловно, будет использовать свой новый актив для продвижения Apple Music.
№7
Trello, приобретен Atlassian за $425 млн
Atlassian, компания-производитель программного обеспечения для управления разработкой, объявила о приобретении приложения для управления проектами Trello в январе. Ранее Atlassian включила в число своих активов корпоративный чат HipChat и Jira, инструмент управления проектами для разработчиков.
№6
NuTonomy, приобретен Delphi за $450 млн
Как сообщил в октябре тематический сайт Recode, «крупнейший в мире поставщик автомобильных комплектующих Delphi приобрел бостонский стартап nuTonomy, занимающийся разработкой беспилотного транспорта, за $450 млн». По мнению издания, эта сделка «важна не из-за своей суммы, а потому что стала одной из первых в своем роде». Покупателем nuTonomy стал поставщик комплектующих, а не готовых продуктов; это позволит компании обслуживать несколько автопроизводителей и таким образом захватить большую долю на рынке.
№5
Shipt, приобретен Target за $550 млн
Приобретение сервиса доставки продуктов Chipt в декабре стало одним из главных сюрпризов 2017 года. Мотивация Target понятна, особенно если вспомнить, что ровно с той же целью Walmart купил Jet.com, а Ikea приобрела TaskRabbit. Компания хочет привлечь миллениалов — особенно тех из них, кто не привык жалеть деньги. Традиционная розница страдает от конкуренции с Amazon и другими платформами электронной коммерции, и приобретение инновационных моделей — лучший способ сохранить доступ к карманам потребителей.
№4
Moat, приобретен Oracle за $850 млн
В апреле Oracle расширила свой портфель рекламных активов, потратив почти $1 млрд на приобретение Moat — стартапа, разрабатывающего метрики эффективности рекламы. Каждый рекламодатель хочет знать, где отображаются его объявления, а еще лучше — иметь возможность точно выбирать место и время их размещения. Moat получает эту информацию напрямую через Google и Facebook, позволяя менеджерам вздохнуть свободнее.
№3
Musical.ly, приобретен Beijing Bytedance Technology Co. за сумму до $1 млрд
Musical.ly — социальная сеть для создания видео и обмена сообщениями, неожиданно завоевавшая популярность среди подростков. Молодежная аудитория и большое число популярных пользователей роднит Musical.ly с ранним Snapchat (до его бесславного IPO). В ноябре Wall Street Journal сообщила: «Bytedance, известная в Китае своим персонализированным новостным приложением Toutiao, надеется, что приобретение поможет эффективно распределять контент между двумя платформами и стимулировать экспансию за рубежом».
№2
Chewy, приобретен PetSmart за $3,35 млрд
В июне одна компания, торгующая разнообразными товарами для домашних питомцев, приобрела другую компанию, торгующую разнообразными товарами для домашних питомцев. Chewy — интернет-магазин, предлагающий все, что может понадобиться Шарику или Мурзику, и PetSmart, очевидно, надеется, что приобретение поможет компании закрепиться на онлайн-рынке. «Сумма сделки огромна по любым стандартам: она даже больше, чем $3,3 млрд, которые Walmart потратил на приобретение Jet.com в прошлом году. Особенно это удивительно для розничной компании, такой как PetSmart, которую в 2015 году частные инвесторы оценили всего в $8,7 млрд», — писал в то время аналитик Джейсон Дель Рей.
№1
AppDynamics, приобретен Cisco за $3,7 млрд
Cisco выкупила AppDynamics в январе, когда стартап собирался стать публичной компанией, что весьма разочаровало многих инвесторов, надеявшихся на IPO. Правда, Cisco было чем убедить основателей стартапа в последнюю минуту: компания заплатила почти вдвое больше, чем AppDynamics надеялась привлечь в ходе IPO. Cisco, как правило, рассматривается как производитель аппаратного обеспечения, и приобретение AppDynamics, очевидно, стало способом расширить свое присутствие на этом рынке. Кроме того, в октябре Cisco приобрела Perspica, стартап в области машинного обучения, который станет частью того же подразделения, что и AppDynamics.