С 2015 года, когда был создан Российский экспортный центр (РЭЦ), предприниматели могут консультироваться у экспертов по юридическим вопросам, которые касаются экспорта. А после того, как в РЭЦ вошли Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и «Росэксимбанк» («дочка» Внешэкономбанка), центр также страхует российские инвестиции за рубежом и предоставляет экспортные кредиты (и тоже их страхует). Экспорт российской продукции в 2016 году, по предварительным данным ФТС России, составил $285,5 млрд, а несырьевой неэнергетический экспорт, по данным РЭЦ, — $109,1 млрд, или 38,2% общего экспорта — на 4% больше, чем в 2015 году.
Сейчас основной двигатель работы на рынках развивающихся стран — это выдача кредитов на экспортные сделки «Росэксимбанком», считает гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин. По его словам, банк мал для крупных компаний, но эффективен для помощи малому и среднему бизнесу, главная проблема которого — недостаток оборотных средств для выхода на экспортный рынок. Банк выдает кредиты российским несырьевым производителям, которым нужно исполнить обязательства по регулярным экспортным поставкам или пополнить запас оборотных средств. Условия: ставка менее 10% в рублях и 2–3% в иностранной валюте.
Иностранные заказчики часто работают только на условиях отсрочки платежей за поставленную продукцию или оказанные услуги. При этом российские производители рискуют не получить оплату. Экспортное страховое агентство России как раз занимается проблемами рисков: страхует кредиты поставщика, покупателя, экспортные кредиты, гарантии.
Государство также помогает представлять продукты экспортеров на российских конференциях и международных выставках. Сейчас этим, в частности, занимается проект «Сделано в России». В правительстве считают, что он сделает российские товары узнаваемыми на других рынках, поможет с их продвижением и обеспечит лояльность покупателей. В первую очередь помощь в продвижении окажут тем, кто только пытается выйти на международный рынок, и у кого есть потенциал. В программу может попасть любая продукция российского происхождения, безопасная для потребителей. Заявку можно подать уже сейчас.
В феврале Минпромторг совместно с РЭЦ предложил направить 764 млн рублей на субсидирование российским производителям части затрат при получении сертификатов качества продукции. Стоят они от $300 до $10 тысяч. Такие сертификаты нужны, чтобы российские экспортеры могли выходить на внешние рынки. Их можно получить в сертификационных центрах после того, как продукция пройдёт все установленные процедуры оценки соответствия требованиям Таможенного союза. Эксперты соглашаются, что предложение Минпромторга может оказаться полезным, но нужно понять, как эта мера будет применяться.
В начале марта правительство внесло в Госдуму проект поправок к 164-й и 165-й статьям Налогового кодекса, которые могут упростить экспорт из российских интернет-магазинов за границу. Сейчас при отправке товаров за рубеж экспортеры сталкиваются с бюрократией: о каждой поставке нужно предоставлять налоговикам копии договоров с иностранными лицами, транспортные, товаросопроводительные и прочие документы. Поправки к Налоговому кодексу упростят эту процедуру: в Федеральную налоговую службу (ФНС) нужно будет направлять только копию документа об оплате товара и копию таможенной декларации. Но это коснётся не всех. На такое упрощение могут претендовать только компании, которые откажутся от возмещения НДС, например, небольшие продавцы с упрощенной системой налогообложения (УСН), которые и вовсе не платят НДС. Или компании, получающие большую прибыль: они могут пренебречь возвратом 18% налога, поясняет президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Фёдоров.
Объёмы поставок товаров за границу по почте, в том числе реализуемых интернет-магазинами, значительно увеличатся, уверены в Минфине. Но эксперты и рынок пока не спешат делать позитивные выводы. Упрощённый документооборот — это полезно, но вряд ли он поможет конкурентоспособности товара за границей, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Фёдоров. В интернет-магазине «Озон» придерживаются такой же позиции.
Минэкономразвития предлагает субсидировать банки с широкой региональной сетью (офисы в 50 регионах), у которых не менее 25 млрд рублей собственных средств. Они также должны выдавать кредиты сроком до года. Льгота может заработать уже в этом году. В министерстве считают, что она упростит доступ малого и среднего бизнеса к экспортному кредитованию в регионах. Процентная ставка по экспортным кредитам сейчас субсидируется через программы «Внешэкономбанка» и «Росэксимбанка» («дочка» ВЭБ), но они не выдают краткосрочные кредиты. Кроме того, они не финансируют сельхозпродукцию, программное обеспечение, IT-услуги. Банки, которые войдут в программу льготного кредитования, будут получать субсидии на компенсацию процентной ставки либо рефинансирование ранее выданных займов. По словам управляющего директора «Росэксимбанка» Никиты Гусакова, субсидирование — почти единственный вариант, который помогает российским экспортерам быть конкурентоспособными на внешних рынках с финансовой точки зрения. Пока точная ставка неизвестна, но вице-президент Сбербанка Андрей Шаров считает, что она должна составлять 4% — так издержки для экспортеров значительно сократятся.
Для экспортеров разработают механизм «единого окна»: ВЭБ и «Росэксимбанк» с помощью него будут предоставлять услуги по хеджированию валютных рисков. Об этом в конце февраля объявил премьер Дмитрий Медведев. Министр экономического развития Максим Орешкин сказал, что новый механизм просил малый и средний бизнес: «Приходят и жалуются, что контракт заключили, когда курс доллара был 70 рублей, а сейчас — 58 рублей». Подобный инструмент (если он будет недорогим и простым) позволит компаниям ликвидировать валютные риски и смелее заключать экспортные сделки, считает гендиректор по развитию бизнеса Объединенной вагонной компании Максим Куземченко.
Правительство также предлагает разместить часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в «Росэксимбанке» и предоставить более выгодные кредиты покупателям российского промышленного экспорта (машины, оборудование, химическая промышленность и т.д.). На поддержку потребителей российской экспортной продукции из ФНБ нужно выделить 40 млрд рублей, считает зампред ВЭБ Андрей Клепач.
Никто не сомневается, что поддержка государством экспортеров — это хорошо, однако нужно ориентироваться на сектора, которые через 10–15 лет войдут в топ-10 мировой экономики, говорит замдиректора «Форсайт-центра» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок. «Может быть, нужно активнее поддерживать программистов, сервисы игрового бизнеса, продукты будущего или услуги. Нужно думать на несколько шагов вперёд, работать над ошибками (сейчас мало кто оценивает эффективность мер) и проводить исследования. Тогда экспортные меры будут полезными», — объяснил Inc. Александр Чулок.