Предприниматель, который заранее готовится к турбулентности на рынке, — такая же редкость, как гужевая повозка на московской улице. Все берутся полосовать бюджет, когда уже начало трясти. Но история России — это история кризисов. В стране постоянно происходят экономические сдвиги, высокие системные риски можно назвать нормой жизни. 2-3 года затишья, а затем обязательно будет шторм непрогнозируемой степени интенсивности. Поэтому нужно быть умным предпринимателем. Режьте косты, напишите план на случай тотального кризиса и просто примите, что нестабильность — норма жизни бизнеса.
Проверка стрессом
Каждый раз во время кризиса тысячи компаний разоряются из-за того, что оказываются не готовыми к финансовым потрясениям, не рассчитывают бизнес-модель, исходя из возможных рисков. Для интенсивного роста многие берут огромные кредиты, а когда наступают тяжелые времена, обнаруживают, что кредитные обязательства стали неподъемными. Тогда приходится продавать бизнес с очень приличным дисконтом или вообще отдавать за долги. Вспомните хотя бы пример «Евросети» или группы компаний «Связной». А в 2017 году продавать бизнес стали так часто, что он подешевел почти на 40%: среднюю фирму можно купить за 1,1 млн рублей.
Как избежать подобного сценария? В некоторых западных компаниях есть интересная практика проведения так называемых стресс-тестов. Какую бы бизнес-модель вы ни выстраивали, ее ежегодно следует проверять на жизнеспособность в период неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Стресс-тест представляет собой математическую процедуру по расчету того, в каком положении окажется бизнес, когда продажи упадут на 25%, 50% или 75%.
Если при снижении выручки на 50% или на ⅔ бюджет остается профицитным, тогда бизнес устойчив и в немедленном реформировании не нуждается. В таком случае надо планомерно, без лишних движений взбивать подушку безопасности дальше. Но если тест показал, что снижение продаж на 25% поставит бизнес на грань красной зоны или вовсе опрокинет его, тогда вы в любой момент можете пойти по миру.
Дайте себе полгода
Первое, что стоит предпринять, — это проанализировать расходные статьи бюджета и исключить те, которые не влияют на доходность в краткосрочной перспективе, — например траты, связанные с капитальными инвестициями, PR-активностью, имиджевой рекламой, представительскими расходами. Все эти статьи должны пойти под нож. Подобные расходы допустимы только при гарантированной финансовой стабильности компании.
Проанализируйте, какие виды работ можно отдать на аутсорс, сократив тем самым фонд оплаты труда. Вообще, ФОТ — важнейшая статья оптимизации. Если вы можете выделить людей, увольнение которых не скажется на финансовых результатах, подумайте над тем, насколько оправдано их присутствие в компании. Один человек с зарплатой в 60 тыс. рублей с учетом налогов и иных косвенных расходов «съедает» более 1 млн год. Если он не вносит серьезного вклада в общий результат, то с ним нужно прощаться.
После этого необходимо классифицировать каналы, через которые компания получает прибыль, определить наиболее перспективные и сделать все необходимое, чтобы активизировать именно их. В частности, увеличить количество активных продавцов, повысить бюджет на прямую лидогенерацию, пересмотреть систему финансовой мотивации сотрудников, отвечающих за продажи: за перевыполнение KPI они должны получать весомые премии. Для этих мер пригодятся средства, сэкономленные на первом этапе.
Оптимально осуществить все эти процедуры в течение полугода. Тогда получится и не слишком резко, и не слишком долго. По окончании проведите проверочный стресс-тест. Если он показал устойчивость в 50%, значит, вы все сделали правильно. Следующее тестирование планируйте через год.
Вырезание по живому
Резать бюджет придется экстренно, если моделируемые при стресс-тесте условия наступят в реальной жизни. Тогда антикризисные меры окажутся куда более болезненными.
При заблаговременном обнаружении системных рисков есть возможность провести реформы расчетливо, составить план по сокращению численности персонала. А если делать это в цейтноте, то не останется ничего другого, кроме как разом увольнять много людей. Их уход будет означать потерю результатов текущих проектов, поскольку новая, сокращенная кадровая структура не сможет покрыть их все, не сможет быстро сработаться. Это приведет к новой стрессовой ситуации.
Российскому бизнесмену всегда следует держать в уме, что экономическая стабильность вечно не продлится. Обязательно случится нечто такое, что испытает вас на прочность. Окажетесь не готовы — пеняйте на себя.