Новости

Компании хотят обложить новым сбором за утилизацию. Бизнес сплотился и выступил против

Фото: iStock

Российские производители потребительских продуктов выступили против планов правительства увеличить нормативы утилизации на все виды упаковки и товаров до 100%, пишет «Коммерсант». Бизнес попросил повышать норматив постепенно, в то время как Минприроды хочет сделать это одномоментно.


Целый ряд организаций, среди которых Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН), Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), Ассоциация производителей фирменных торговых марок «Русбренд», «Роспродсоюз» и другие, направили письмо вице-премьеру Алексею Гордееву, в которым выразили свою обеспокоенность инициативой Минприроды. По словам представителя Гордеева, чиновник пока не получил обращение бизнеса.

Производители утверждают, что достичь одномоментной 100%-ной утилизации невозможно. Требование власти лишь повысит нагрузку на участников рынка и снизит конкурентоспособность товаров из России. Также это может повлиять на развитие систем сбора и утилизации мусора, а бизнес будет вынужден расторгнуть действующие контракты на переработку отходов. «Коммерсант» пишет, что если Минприроды и предприниматели не придут к компромиссу, то в результате введения нового правила возможна «шоковая инфляционная нагрузка на население». Вопрос о возможном увеличении нормативов будет принят до середины 2020 года, отмечает газета.

Минприроды при помощи своей новой идеи планирует увеличить экологический сбор с 2,2 млрд руб. до 136 млрд руб. в год. Один из источников издания в компании-производителе продуктов считает, что при повышении нормативов расходы компаний вырастут до 1–1,2 млрд руб., что приведет к подорожанию товаров приблизительно на 8–10%.

В Минприроды отметили, что никаких решений по этому вопросу еще не принято. Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов сказал, что в Минпромторге выступают за планомерное увеличение нормативов утилизации, но оно должно учитывать срок эксплуатации товаров и упаковки, а также быть экономически обоснованным и прогнозируемым на период не менее десяти лет.

Сегодня бизнес несет ответственность за переработку упаковки и товаров, которые он ввозит или производит на территории России. Эта ответственность затрагивает 54 группы продуктов. Для каждой из них установлен норматив утилизации, но в большинстве случаев он составляет 15%. Компании могут заниматься утилизацией как самостоятельно, так и перечислять государству экологический сбор. В 2018 г. было собрано 2,2 млрд руб., об утилизации отчитались почти 13 тыс. компаний.

Ранее Inc. рассказывал, что российский бизнес выступил против законопроекта, авторы которого предлагают ввести налог на утилизацию товаров и упаковки для компаний. Тогда против инициативы Минфина с обращениями выступили в РСПП, ТПП, «Деловой России», КСИИ и даже Совете федерации.