Новости

Gett пожаловался на «Яндекс.Такси» в ФАС

Фото: iStock

Сервис заказа такси Gett направил в Федеральную антимонопольную службу письмо по поводу предстоящей сделки по покупке «Яндекс.Такси» активов группы компаний «Везет». Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на текст письма. По мнению Gett, сделка позволит «Яндекс.Такси» получить неценовые конкурентные преимущества. В «Яндекс.Такси» считают, что покупка активов «Везет» не ограничит конкуренцию на рынке.


О сделке между «Яндекс.Такси» и «Везёт» Inc. сообщал 15 июля. В ее ходе акционеры «Везет» получат до 3,6% акций «Яндекс.Такси», а также $71,5 млн при выполнении KPI. По итогам сделки 56,2% акций компании будет принадлежать «Яндексу», 35% — Uber, около 5,3% — сотрудникам. При этом Mail.ru Group, имеющая возможность накладывать вето на продажу активов компании, пока не дала сервису разрешение на сделку.

«Мы расцениваем сделку как строго негативную для рынка, создающую непреодолимые барьеры для новых инвестиций в эту отрасль со стороны новых участников и сильное осложнение развития существующих», — заявил генеральный директор Gett Максим Жаворонков.

Ведомство подтвердило изданию, что получило обращение компании и пообещало внимательно изучить вопрос. Кроме того, антимонопольная служба сообщила о продлении срока рассмотрения сделки. «Все лица вправе представить позицию о предполагаемом влиянии сделки на конкуренцию», — считает заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин.

В письме Gett указывает, что на рынке цифровых агрегаторов такси «Яндекс.Такси» занимает около 50%, а «Везет» — около 20%. Их слияние будет способствовать усилению монопольного положения «Яндекс.Такси». Кроме того, сделка приведет к сокращению долей альтернативных агрегаторов и созданию барьеров для входа новых компаний на рынок, настаивают в Gett.

Компания считает, что если «Яндекс.Такси» станет монополистом, это приведёт к снижению безопасности перевозок. Все дело в том, что монополист обладает правом самостоятельно устанавливать цены. Следовательно, сделка между «Везёт» и «Яндекс.Такси» приведет к росту стоимости поездок, снижению заработка водителей и увеличению их рабочего дня. Кроме того, в отсутствие конкурентов можно будет более вольно подходить к вопросу повышения качества.

В «Яндекс.Такси», тем временем, не согласны с мнением Gett. «Сделка не ограничивает конкуренцию и не создает барьеры для работы на рынке», — заявили в пресс-службе компании. По их словам, сделка направлена на ускорение развития такси в регионах, улучшения безопасности поездок, а также расширения поддержки региональных таксопарков и водителей.

«Подход к оценке рынка, предлагаемый Gett, не совпадает с тем, как ранее ФАС России оценивала рынок заказа такси. В состав данного рынка входят все способы заказа такси. Сам факт использования мобильного агрегатора не является основанием для обособления границ рынка. Преимущество „сетевого эффекта Яндекса“, на которое ссылается в своем заявлении Gett, не является признаком монополии и даже не относится к отличительным чертам сервиса Монополия оценивается не по наличию конкретной технологии, а по возможности обладания рыночной властью: возможности завышать цены и снижать качество без потери в количестве клиентов»,  — прокомментировал ситуацию для Inc. руководитель антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner в России Николай Вознесенский.

«Доли агрегаторов на рынке такси должен считать ФАС. Предоставленные компанией Gett данные вызывают сомнения в части оценки регионального рынка. [Региональному рынку такси] крайне важны инвестиции в безопасность. Сейчас в такси в регионах происходит очень много нарушений и плохо работает административный контроль за ними, что приводит к проблемам с безопасностью. Если в результате сделки технологии и озвученные инвестиции ЯТ в сферу безопасности в объеме 4 млрд. руб придут на региональный рынок, это может значительно повлиять на ситуацию», — рассказала Inc. председатель Общественного Совета по развитию такси в регионах Российской Федерации Ирина Зарипова,

Яндекс уже потратил на решения в области безопасности 1,2 млрд рублей за 2 последних года. И мы не видим других игроков, готовых на такие вложения. Пока существующая конкуренция между игроками к реальным подвижкам в этом направлении не привела.»

У Gett длительная история взаимодействия с Федеральной антимонопольной службой. Так, ранее компания Smart City жаловалась на Gett в ведомство. А чуть позднее ведомство возбудило дело против сервиса по заказу такси из-за того, что таксисты вовремя не убрали наклейки с лозунгом «Лучшие водители выбирают Gett».