Новости

Forbes рассказал, как братья Магомедовы создали группу «Сумма»

Зиявудин Магомедов. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Сегодня редакция журнала Forbes обратилась в прокуратуру из-за пропажи статьи «Дела семейные» из августовского номера. В статье журнал рассказал о создании группы «Сумма», а также о конфликте Зиявудина и Магомеда Магомедовых.


На суде братья Магомедовы, которых подозревают в хищении 2,5 млрд рублей бюджетных денег, заявили, что уже несколько лет не общаются. А Магомед отрицал свою связь с «Суммой» и представляется председателем совета директоров компании «Кардо Альянс», которую он создал в 1996 году.

Как создавалась «Сумма»

Зиявудин окончил экономический факультет МГУ на два года позже Магомеда. Братья жили в одной комнате в общежитии. Во время учебы они занялись бизнесом (Зиявудин Магомедов рассказывал, что начинали с торговли бытовой техникой и компьютерами), а к концу учебы, по словам бывших одногруппников, им принадлежал белый «Мерседес».

В 1993 году Магомедовы создали компанию «Интерфинанс» и начали торговать ценными бумагами и ваучерами. Тогда удачные сделки могли приносить доходность в тысячи процентов годовых. В середине 1990-х Алексей Френкель (однокурсник Магомеда Магомедова) предложил братьям войти в банковский бизнес, и Магомедовы получили доли в банке «Диамант», где познакомились с предпринимателем Давидом Капланом, который в 2010 году возглавил московское представительство Международной шахматной федерации.

Каплан помог братьям выйти в портовый бизнес. Один из собеседников Forbes назвал Каплана основным финансистом и стратегом строительного бизнеса «Суммы». По словам бизнес-партнеров Магомедовых, именно Каплан свел их с главой «Транснефти» Семеном Вайнштоком (братья начали сотрудничать с «Транснефтью» в начале 2000-х годов). В 2004 году партнеры стали строить нефтеналивной терминал в Приморске. В 2005 году «Сумма» сдала терминал и стала оператором порта. Издание отмечает, что в 2002 году Магомед ушел в политику, а младший брат «остался на хозяйстве».

По информации Forbes, Зиявудин сумел поладить с сослуживцем Владимира Путина Николаем Токаревым, возглавившим «Транснефть». После того как «Сумма» решила проблемы с нефтепроводом ВСТО-1, на котором группа заработала около 1 млрд рублей, Магомедовы стали крупными подрядчиками «Транснефти». В 2010 году «Сумма» вместе с госкомпанией на паритетных началах купила 50,1% крупнейшего по грузообороту в России Новороссийского морского торгового порта (НМТП). А по личной просьбе занимавшего тогда пост президента Дмитрия Медведева Зиявудин Магомедов отреставрировал Большой театр. Работами управлял Каплан.

Реставрация Большого открыла «Сумме» доступ к государственным стройкам: заказчиками Магомедовых стали структуры Минтранса (ведомство курировал Аркадий Дворкович, однокурсник Зиявудина Магомедова). Сумма контрактов за 2012–2015 годы превысила 120 млрд рублей. Впервые Зиявудин Магомедов оказался в списке Forbes в 2011 году. Тогда его состояние оценивали в $750 млн.

Бизнес Магомеда Магомедова

По словам Алексея Козлова, бывшего бизнес-партнера Магомеда Магомедова, в столице Магомед известен как жесткий бизнесмен с покровителями в ФСБ. Другие собеседники Forbes называют Магомеда Магомедова лоббистом и общественным деятелем. Так, в 2002 году он по личной инициативе губернатора и выходца из ФСБ Виктора Маслова стал сенатором от Смоленской области. В должности сенатора Магомедов выступал за парламентскую сборную по футболу, а затем Магомед Магомедов начал играть в хоккей с Сергеем Шойгу. В 2016 году Магомедов возглавил Ночную хоккейную лигу, а спонсором лиги стал НМТП (это позволило погасить финансовый скандал).

По данным СПАРК, Магомед Магомедов выступает единственным собственником «Кардо Альянс» не позднее 2003 года. Через эту компанию он владеет сетью прачечных «Северное сияние», выручка которой не превышает 100 млн рублей. Ранее вместе с кипрской Kardo Invest Limited «Кардо Альянс» владела трейдером зерна и нефти «Дантон» с выручкой около 300 млн рублей (в 2012 году показатель превышал 9 млрд рублей). Компании «Дантон» также принадлежало предприятие «Комплексная система безопасности», которое в 2011 году заключило с МЧС контракты на создание систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на сумму 684 млн рублей. А компания «Кардо строй» (связана с «Кардо Альянс») выступила субподрядчиком железной дороги Кызыл — Курагино в Туве.

Конфликт братьев

В 2009 году Магомед Магомедов сложил полномочия сенатора и попросил Зиявудина переписать на него половину активов «Суммы». Младший брат «не горел желанием» переписать часть активов, и оформление затянулось на 5 лет. В конце 2013 года антимонопольная служба разрешила офшору Shevronne (принадлежит братьям в равных долях) стать владельцем строительного и телекоммуникационного бизнеса «Суммы».

Несмотря на то что братья стали партнерами, Зиявудин лично управлял активами, а Магомед не понимал, как формируются доходы группы. По словам источника, когда Магомед интересовался дивидендами, в «Сумме» отвечали, что средства уходили на выплату долга, и отказывались раскрыть структуру. Магомеду не нравился стиль ведения бизнеса Зиявудина: последний зачастую вступал в конфликты с партнерами и представителями власти.

Магомед считал, что торговаться с государством опасно, рассказал знакомый предпринимателя. Магомед Магомедов также считал, что бизнес любит тишину, а Зиявудину нравилось быть участником списка Forbes. Из-за разногласий братья перестали общаться и встречались лишь на семейных торжествах.

Проблемы «Суммы»

В 2016 году у бизнеса Магомедовых возникли проблемы. Компания Fesco допустила несколько дефолтов по облигациям, а после конфликта с Сулейманом Керимовым у Зиявудина Магомедова испортились отношения с главой Дагестана. «Сумма» начала срывать сроки по строительству дорог Росавтодора. Кроме того, под угрозой оказался чемпионат мира по футболу (миллиардер Араз Агаларов не мог начать строить стадион в Калининграде, так как «Сумма» плохо подготовила площадку), а калининградский аэродром не был готов на 30%.

Затем Зиявудин Магомедов потребовал у своего брата и Каплана инвестировать в строительный бизнес 6 млрд рублей. По словам Зиявудина, за последние 2,5–3 года он вложил в инжиниринговый бизнес примерно 10 млрд рублей. А в январе 2017 года он предложил партнерам выйти из бизнеса. Каплан быстро согласился, однако братьям требовалось разделить доли в НМТП. Магомед хотел продать пакет в порту, а младший брат делить пакет не планировал.

Сегодня стало известно, что редакция российской версии журнала Forbes обратилась в прокуратуру из-за того, что в августовском номере пропала статья о бизнесе братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых.

В середине мая совладельцам группы «Сумма» Зиявудину и Магомеду Магомедовым предъявили обвинения в организации преступного сообщества. Обвинение считает, что Магомедовы организовали шесть эпизодов мошенничества и одну растрату. По версии следствия, общий ущерб от этой деятельности превысил 2,5 млрд рублей. Тогда в РСПП назвали арест братьев Магомедовых угрозой всему российскому бизнесу.

А в июне стало известно, что владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова исключили из совета директоров Virgin Hyperloop One. Зиявудин Магомедов — совладелец венчурного фонда Caspian VC. В Hyperloop предприниматель инвестировал более $140 млн. Несколько месяцев Магомедов занимал пост сопредседателя совета директоров Hyperloop One.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews