РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020
«Мы переживаем сверхскоростной эволюционный скачок»: Вячеслав Бочаров — о рынке доставки после коронавируса
Текст
Иван чесноков
Иллюстрация
Стас васильев
РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020
«Мы переживаем сверхскоростной эволюционный скачок»: Вячеслав Бочаров — о рынке доставки после коронавируса
Текст
Иван чесноков
Иллюстрация
Стас васильев
Среди бизнесов, выручка которых серьёзно выросла в период пандемии, сервисы доставки. Из-за вынужденной самоизоляции жители мегаполисов ломают потребительские привычки, заказывая все необходимое — в том числе продукты питания — из дома. Сооснователь сервиса доставки продуктов на дом «Самокат» Вячеслав Бочаров рассказал Inc., как эпидемия помогла его бизнесу и какие технологии придут на смену курьерам.
Я не Айзек Азимов и не один из братьев Стругацких. Не писатель-фантаст. Поэтому я всегда говорю о будущем с приставкой «кажется». Кажется, приближается тот день, когда жители Китая вернутся к нормальной жизни. Это позволяет нам предположить, как будет жить человечество после коронавируса, как изменятся потребительские предпочтения и жизнь мегаполисов.
Очевидно, после карантина доставка из продуктовых магазинов наберёт вес и получит вторую жизнь. До пандемии основным барьером к использованию сервисов вроде нашего была простая привычка. Потенциальные клиенты всю жизнь ходили ногами в магазин и выбирали товар руками. Изменить этот паттерн в «мирное» время, без самоизоляции, достаточно тяжело.
Мы много объясняли, как пользоваться «Самокатом» и почему нам можно доверять. А теперь мы видим, что новые пользователи очень быстро разбираются сами, потому что судьба вынудила их молниеносно менять привычки. К концу эпидемии общество получит новые нормы, а мы — кратный рост числа лояльных клиентов.
Кажется, классические рестораны меньше, чем магазины, пострадают от новых привычек перехода к доставке. Могу говорить как гость: люди приходят в рестораны не только за едой, а за опытом, эмоциями и событиями. В самоизоляции публика слишком истоскуется по встречам и знакомствам — и вернется за столики.
Если у людей останутся деньги.
Как пандемия изменила рынок доставки еды в столицах?
По словам основателей «Самоката», спрос на продукты сервиса вырос на 30% во время пандемии (причем выросли и средний объем заказа, и средний чек). В «Яндекс.Лавке» спрос также вырос на десятки процентов после введения карантина.
Многие сервисы (среди них «Яндекс.Лавка», «Самокат», «Готово») ввели новые правила для своих курьеров. Теперь они должны пользоваться масками и перчатками, а также передавать заказы не приближаясь к клиенту.
Чтобы подстроиться под новые условия, сервис доставки готовых блюд «Кухня на Районе» ввел «социальные меню» (наборы еды на весь день за 500 руб. — Inc.) и начал размещать блюда простаивающих заведений общепита в своем приложении.
Если раньше блюда «Кухни на районе» заказывали в основном в пределах Третьего транспортного кольца, то сейчас большая часть заказов идет из спальных районов, потому что люди, которые раньше ездили на работу в офисы в центре города, сейчас заказывают еду домой, говорил сооснователь сервиса Алексей Колесников.
Кажется, после пандемии «Самокат» будет использовать меньше офисных площадей. Наши офисы распустили, когда режим самоизоляции только вводили. Качественную работу получилось организовать и без них с помощью видеоконференций. Переход не был резким и травматичным.
Пять лет назад я работал в «Почте России» и оказался на финской почте для обмена опытом. Из трёх корпусов их офиса после оптимизации работал только один. Они отказались от физических отделений и все операции передали ретейлерам и предпринимателям. Внутри офис напоминал коворкинг, а не почту: открытые пространства без кабинетов, общие столы, индивидуальные шкафчики, и так далее. Без собственных точек у финской почты отлично работала своя логистическая система, шла разработка новых продуктов, все было живое.
Если это возможно в государственной организации, то для любой современной технологической компании это должно стать нормой.
Кажется, человечество прямо сейчас переживает сверхскоростной эволюционный скачок, который значительно ускорит автоматизацию, роботизацию и рост рынка доставки. Готовы ли технологии к скачку — вопрос.
Эксперты McKinsey признавали наиболее перспективной моделью доставку продуктов и готовой еды с помощью курьеров на велосипедах. В нашем бизнесе, я уверен, совсем скоро появятся и роботы-доставщики, и роботы-подборщики товаров.
Не забудем про алгоритмы, которые становятся умнее. Возможно, скоро будут созданы инфраструктурные связи в виде роботов или каких-то пневматических труб, по которым будет передвигаться товар.
Думая о будущем, я лично голосую за роботов. Их пока мало — просто потому что их стоимость в нашей индустрии слишком высока. Но это ненадолго.
Как изменится мир после кризиса