Журнал

Алексей Ивановский создал приложение для развития креативности. Одни сравнивают его с TikTok, другие называют развивашкой для своих. Есть ли у него будущее?

Алексей Ивановский
создал приложение для развития креативности. Есть ли у него будущее?

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020

«Игры — один из самых дешёвых способов развлечься»: Сергей Орловский — о будущем рынка развлечений после коронавируса

Текст

Иван чесноков

Иллюстрация

Стас васильев

РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020

«Игры — один из самых дешёвых способов развлечься»: Сергей Орловский — о будущем рынка развлечений после коронавируса

Текст

Иван чесноков

Иллюстрация

Стас васильев

Это текст из редакционного спецпроекта Inc. про мир после кризиса. Здесь его оглавление.

Во время пандемии значительно выросла аудитория развлекательных сервисов: люди стали больше играть в видеоигры и смотреть видеоконтент. Однако далеко не факт, что после карантина новопришедшие пользователи не уйдут с платформ. Основатель старейшего разработчика игр в России Nival Сергей Орловский рассказал Inc., что будет с развлечениями спустя годы и почему нужно замедлить технологический прогресс.

Игры — дешёвый способ развлечься

Кризис ускоряет эволюцию. Всё, что было плохо приспособлено, отмирает, а всё, что хорошо, — наполняет освободившуюся нишу.

Игры, как гораздо более современные и приспособленные к современному миру развлекательные медиа, с каждым кризисом «отъедают» себе дополнительное пространство. Это было хорошо видно по предыдущим кризисам 1998 и 2008 годов. Динамика тогда была почти такой же. В момент кризиса радикально расширяется аудитория, а после окончания начинают расти деньги.

В частности, в 1998 году появилась модель jewel case, когда лицензионные игры стали продавать по цене, сравнимой с пиратской. Игры резко подешевели и при этом стали более массовыми, научились конкурировать с пиратским рынком. Так радикальное удешевление победило пиратство. Расширилась аудитория, а когда кризис закончился, покупательная способность обеспечивала рост рынку в денежном выражении.

В 2008 году было то же самое. Только тогда модель поменялась с платных игр на дисках на условно бесплатные онлайн. Тогда опять сначала расширилась аудитория, а потом выросли деньги.

Сейчас, скорее всего, будет то же самое, но не настолько драматично. Основной рынок — мобильный, он составляет половину всего игрового, потому что смартфоны есть у всех. Во время нынешнего кризиса растет аудитория, но не так сильно, как раньше, — из-за отсутствия новых бизнес-моделей.

Только деньги начали расти сразу, а не после выхода из кризиса, как раньше. Потому что игры — один из самых дешёвых способов интересно развлечься. Как и другие онлайн-сервисы вроде Netflix, очень дешёвые, по сравнению с другими формами времяпрепровождения.

Если грубо, то поход в ресторан на двоих — это $100, поход в кино с попкорном и напитком — $20 на человека. И это всё развлечения на 2—3 часа. А за $20 в игре можно купить подписку на месяц, как и в Netflix. В большинство игр вообще можно играть бесплатно.

Так что онлайн — очень небольшой удар по бюджету в сравнении с другими развлечениями. Поэтому люди будут экономить, скорее, на походах в рестораны и кино.


Что происходит на рынке игр и прочих развлечений

Пока весь мир в локдауне, аудитория игр быстро растёт.

  • Сервис Steam в период карантина зарегистрировал рекордное за всю свою 17-летнюю историю число играющих одновременно пользователей — почти 24 млн человек.
  • Аудитория стриминговой платформы Twitch выросла на 20% в последние недели.
  • Выручка от популярной китайской мобильной игры Honor of Kings выросла на 20% с февраля.

Игровые гиганты, например Ubisoft, пытаются захватить большую долю рынка и предлагают скидки на игры. Похожим образом поступают онлайн-кинотеатры. Например, Кинопоиск HD предлагает новым пользователям бесплатный месяц.

Впрочем, развлекательные сервисы тоже сталкиваются с проблемами из-за карантина. Netflix, который теперь стоит почти $200 млрд из-за роста аудитории за счёт запертых дома пользователей, не может снимать новые сериалы и фильмы из-за ограничений. А авторы видео на YouTube хоть и наращивают количество просмотров, теряют в выручке от рекламодателей, что влияет на доходы Google, который владеет платформой.

Кризис потребления и взлет AR

Очевидно, что в материальном мире потреблять столько, сколько сейчас, в долгосрочном плане мы не сможем. Каждый год мы берем в долг у планеты — по выбросам СО2, по потреблению полезных ископаемых. Текущий уровень материального потребления на человека в долгосрочной перспективе придется сокращать и замещать его на потребление в виртуальном пространстве, без серьёзного влияния на экосистему. Это естественный эволюционный тренд, просто из-за эпидемии он серьёзно ускорился.

А потом, мы почему-то до сих пор поощряем людей иметь как можно больше детей. Хотя уже давно надо было бы сделать наоборот. Например, ввести во всем мире лимит в два ребенка на семью. Это как минимум даст нам больше времени адаптироваться к изменениям.

Кризис заставляет людей переходить из консервативного состояния к более изменчивому. А когда в течение кризиса у людей сформируются новые привычки к потреблению онлайн-сервисов, они продолжат ими пользоваться и после эпидемии. И эти привычки очень полезны для всей цивилизации.

Возьмем ту же удалённую работу из дома. Выяснится, что она имеет свои плюсы. Некоторая часть бизнесов останется на удалёнке хотя бы частично. А технологии VR и AR способны существенно сгладить проблемы, связанные с коммуникацией на удалённой работе.

Но для качественного VR нужно больше пространства дома, буквально отдельная комната, чтобы по ней можно было перемещаться и ничего не ограничивало движений. AR в этом смысле — гораздо более передовая технология. Она не требует дополнительного пространства и может достраивать существующее виртуальными объектами.

Да, у AR пока еще много технологических ограничений вроде мощности компактных проекторов, но уже достаточно скоро в этой сфере произойдет прорыв. Думаю, что Apple представит свои разработки уже в течение года.

Дополненная реальность изменит и систему образования. Раньше детей было сложно загнать домой с улицы, теперь — из телефона выгнать на улицу. А возможность играть в полезную захватывающую игру с элементами AR на свежем воздухе позволит совместить лучшее из двух миров.

AI против гражданского общества

Искусственный интеллект будет оказывать наибольшее технологическое влияние на человечество на горизонте ближайших десятков лет. С учетом того, как быстро развивается эта технология, у меня появляется масса вопросов к будущему. Построить какую-то антиутопию очень несложно. Ведь по мере того как про вас будет всё больше известно, качество и количество потенциальных манипуляций над людьми возрастёт драматически. На эту тему у меня много пессимизма.

Даже будучи технарем я вижу, насколько медленнее развиваются социальные науки, по сравнению с техническими. Но ведь если мы замедлим скорость научно-технического прогресса в два раза, ничего страшного не произойдёт. А если мы как социум не будем успевать адаптироваться к происходящим технологическим изломам, то это станет экзистенциальной угрозой для нас.

На мой взгляд, цивилизации нужно существенно перераспределять ресурсы от технических наук к социальным. Нам нужно, с одной стороны, научиться более высокому уровню кооперации, а с другой — получить навыки противодействия паразитизму. Если этого не сделать, то по мере роста сложности мира, как говорит нам теория сложных систем, он сколлапсирует. И что самое забавное, игры, как модели мира, являются одной из самых удобных площадок для экспериментов с новыми социальными моделями.

Что касается использования AI в государственных целях, то любое государство по определению заинтересовано в контроле своих граждан. Граждане же в этом не заинтересованы и хотят иметь возможность контролировать государство. Все эти системы распознавания лиц не за месяц разработались, они уже давно существуют, просто их использование было недостаточно легитимным. А нынешний кризис их легитимизировал. Сейчас государство использует системы во благо. А что потом? Нет никаких стимулов их сворачивать.

Я вот на Кипре сейчас живу. Здесь приличное гражданское общество и низкий уровень технологического развития. Сюда это дойдёт не скоро. Москва же входит в топ городов мира по количеству камер слежения. Понятно, что государственная система с их помощью в первую очередь будет решать задачи самосохранения. Гражданского общества в России нет, за последние 10 лет его зародыш расстреляли из пулемета. Значит, сопротивляться государству будет некому. Выводы сделаете сами.