РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020

«Мы переживаем сверхскоростной эволюционный скачок»: Вячеслав Бочаров — о рынке доставки после коронавируса

Текст

Иван чесноков

Иллюстрация

Стас васильев

РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020

«Мы переживаем сверхскоростной эволюционный скачок»: Вячеслав Бочаров — о рынке доставки после коронавируса

Текст

Иван чесноков

Иллюстрация

Стас васильев

Это текст из редакционного спецпроекта Inc. про мир после кризиса. Здесь его оглавление.

Среди бизнесов, выручка которых серьёзно выросла в период пандемии, сервисы доставки. Из-за вынужденной самоизоляции жители мегаполисов ломают потребительские привычки, заказывая все необходимое — в том числе продукты питания — из дома. Сооснователь сервиса доставки продуктов на дом «Самокат» Вячеслав Бочаров рассказал Inc., как эпидемия помогла его бизнесу и какие технологии придут на смену курьерам.


Я не Айзек Азимов и не один из братьев Стругацких. Не писатель-фантаст. Поэтому я всегда говорю о будущем с приставкой «кажется». Кажется, приближается тот день, когда жители Китая вернутся к нормальной жизни. Это позволяет нам предположить, как будет жить человечество после коронавируса, как изменятся потребительские предпочтения и жизнь мегаполисов.

Ресторанам лучше магазинов

Очевидно, после карантина доставка из продуктовых магазинов наберёт вес и получит вторую жизнь. До пандемии основным барьером к использованию сервисов вроде нашего была простая привычка. Потенциальные клиенты всю жизнь ходили ногами в магазин и выбирали товар руками. Изменить этот паттерн в «мирное» время, без самоизоляции, достаточно тяжело.

Мы много объясняли, как пользоваться «Самокатом» и почему нам можно доверять. А теперь мы видим, что новые пользователи очень быстро разбираются сами, потому что судьба вынудила их молниеносно менять привычки. К концу эпидемии общество получит новые нормы, а мы — кратный рост числа лояльных клиентов.

Кажется, классические рестораны меньше, чем магазины, пострадают от новых привычек перехода к доставке. Могу говорить как гость: люди приходят в рестораны не только за едой, а за опытом, эмоциями и событиями. В самоизоляции публика слишком истоскуется по встречам и знакомствам — и вернется за столики.

Если у людей останутся деньги.


Как пандемия изменила рынок доставки еды в столицах?

По словам основателей «Самоката», спрос на продукты сервиса вырос на 30% во время пандемии (причем выросли и средний объем заказа, и средний чек). В «Яндекс.Лавке» спрос также вырос на десятки процентов после введения карантина.

Многие сервисы (среди них «Яндекс.Лавка», «Самокат», «Готово») ввели новые правила для своих курьеров. Теперь они должны пользоваться масками и перчатками, а также передавать заказы не приближаясь к клиенту.

Чтобы подстроиться под новые условия, сервис доставки готовых блюд «Кухня на Районе» ввел «социальные меню» (наборы еды на весь день за 500 руб. — Inc.) и начал размещать блюда простаивающих заведений общепита в своем приложении.

Если раньше блюда «Кухни на районе» заказывали в основном в пределах Третьего транспортного кольца, то сейчас большая часть заказов идет из спальных районов, потому что люди, которые раньше ездили на работу в офисы в центре города, сейчас заказывают еду домой, говорил сооснователь сервиса Алексей Колесников.

Больше жизни в меньшем офисе

Кажется, после пандемии «Самокат» будет использовать меньше офисных площадей. Наши офисы распустили, когда режим самоизоляции только вводили. Качественную работу получилось организовать и без них с помощью видеоконференций. Переход не был резким и травматичным.

Пять лет назад я работал в «Почте России» и оказался на финской почте для обмена опытом. Из трёх корпусов их офиса после оптимизации работал только один. Они отказались от физических отделений и все операции передали ретейлерам и предпринимателям. Внутри офис напоминал коворкинг, а не почту: открытые пространства без кабинетов, общие столы, индивидуальные шкафчики, и так далее. Без собственных точек у финской почты отлично работала своя логистическая система, шла разработка новых продуктов, все было живое.

Если это возможно в государственной организации, то для любой современной технологической компании это должно стать нормой.

Голосуйте за роботов

Кажется, человечество прямо сейчас переживает сверхскоростной эволюционный скачок, который значительно ускорит автоматизацию, роботизацию и рост рынка доставки. Готовы ли технологии к скачку — вопрос.

Эксперты McKinsey признавали наиболее перспективной моделью доставку продуктов и готовой еды с помощью курьеров на велосипедах. В нашем бизнесе, я уверен, совсем скоро появятся и роботы-доставщики, и роботы-подборщики товаров.

Не забудем про алгоритмы, которые становятся умнее. Возможно, скоро будут созданы инфраструктурные связи в виде роботов или каких-то пневматических труб, по которым будет передвигаться товар.

Думая о будущем, я лично голосую за роботов. Их пока мало — просто потому что их стоимость в нашей индустрии слишком высока. Но это ненадолго.