РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020
«Когда всё хорошо, никто рисковать не хочет»: Николай Давыдов — о будущем венчурного рынка после коронавируса
Текст
Иван чесноков
Иллюстрация
Стас васильев
РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020
«Когда всё хорошо, никто рисковать не хочет»: Николай Давыдов — о будущем венчурного рынка после коронавируса
Текст
Иван чесноков
Иллюстрация
Стас васильев
Из-за пандемии коронавируса венчурный рынок во всем мире проседает, сделок становится меньше. Но некоторые технологические компании, к примеру Zoom, растут как на дрожжах в период карантина. Сооснователь венчурного фонда Gagarin Capital Николай Давыдов рассказал Inc., что интересует инвесторов сейчас и какие новые потребительские привычки меняют рынок.
Сейчас проходит момент первичного шока. Уже все поняли, что мир изменился, но не все еще придумали, как им в этой новой реальности существовать. Венчурный рынок немного подзавис: фонды почти не смотрят новые проекты в обычном режиме, фокусируются на собственных портфелях или специальных ситуациях.
Поскольку многие портфельные компании фондов получат меньшую выручку (если получат её вообще), то меняется их runway — период времени, который они могут прожить до того, как закончатся деньги в банке. Соответственно, фонды пересчитывают ситуацию по своим портфелям, создают резервы и повторно инвестируют в те стартапы, которым срочно нужны деньги.
Поэтому компаниям нужно увеличить свой runway, чтобы дожить до совпадения двух событий: «оттаивания» инвесторов и достижения определённых показателей, которые будут давать этим инвесторам сигнал, что компания привлекательна для инвестиций в данный момент.
Что происходит на венчурном рынке в период пандемии
Объёмы вложений на рынках разных стран сильно упали. Например, в Китае, который столкнулся с эпидемией первым, количество сделок на венчурном рынке уже упало на 50%, по сравнению со всем миром. Глобально инвестиционная сфера может потерять около $30 млрд только в этом году.
Вот как пандемия влияет на поведение инвесторов и стартапов, согласно опросу венчурных инвесторов, которое провел американский фонд и стартап-акселератор 500 Startups:
Скорость, с которой стартап расходует инвестиции в период пока он еще не зарабатывает самостоятельно.
Многие стартапы устойчиво подают такие сигналы уже сейчас, и кто-то даже закрывает инвестиционные сделки. Но это, конечно, единицы, например, стартапы, которые напрямую выигрывают от вируса. Компания Kinsa, которая делает умные градусники, продала более 1 млн градусников и научилась использовать machine learning, чтобы предсказывать вспышки ОРВИ. Так как тестов на коронавирус до сих пор недостаточно, государство собирается покупать информацию у Kinsa.
Другой пример: сейчас люди стараются не ходить к врачам, поэтому на подъёме всё, что связано с телемедициной или визитами на дом. В Америке обычно нельзя вызвать врача на дом, но есть стартап Heal, который предоставляет такую услугу, — его рост сейчас выше всяких похвал. Есть стартапы, которые напрямую помогают бороться с вирусом: например биотех-компании, которые ищут вакцины, производители тестов, новых материалов для масок и дезинфекционных жидкостей.
А ещё есть стартапы, которые косвенно выиграют от вируса и финансового кризиса, — это всё, что связано с работой из дома, домашним фитнесом, электронным обучением и развлечениями, а также продовольствием, например умные фермы. Когда закрываются даже границы городских районов, многим институциональным учреждениям необходима продовольственная безопасность.
На хорошем подъёме сейчас будет любая робототехника в инфраструктурных индустриях, таких как агропром. Или дроны-доставщики, складские и производственные роботы — они не болеют, не переносят инфекции и не образуют профсоюзы. Когда экономика останавливается, их не нужно отправлять в оплачиваемые каникулы и до работы им добираться тоже не нужно.
Мир изменился как минимум на ближайший год. В лучшем случае, к лету спадет первая волна пандемии, но осенью-зимой она может вернуться. Если вспоминать эпидемию H1N1 («свиной грипп») в 2009 году, им переболело больше 1 млрд человек за несколько лет. Поэтому на те индустрии, что я перечислил, можно смотреть уверенно: на этом подъёме они могут занять долю рынка, которую потом не отдадут.
В этих условиях у людей появляются новые привычки, особенно профессиональные. Пользовательские и профессиональные привычки — явление с невероятной инерцией. Привычки могут сохраняться десятилетиями. Их очень сложно изменить, а внедрить новые в обычное время практически невозможно.
Например, многих людей резко выкинуло на удалёнку. Сам я всегда работал удалённо, у меня везде setup (обстановка) позволяет так работать. Но я смотрю на корпоративных клиентов наших портфельных компаний: люди к себе домой едут со своими десктопными компьютерами на такси, пытаются зайти в рабочую сеть — а из-за настроек безопасности зайти извне невозможно. Администраторы срочно пытаются что-то сделать, а основные рабочие активности встали. Инфраструктуру наладили, но люди в шоке от того, что им нужно как-то теперь и работу работать, и с ребенком сидеть, и дом поддерживать.
Маленькие стартапы и распределённые команды были готовы к удалёнке. А для компаний из 500 человек поменялось очень многое. Да, топы и сэйлзы привыкли работать удалённо. Но остальные 60% сотрудников — нет. Ещё у них дома трое детей, жена, муж и кошка. Работать из дома непросто — я год учился это делать.
Но компании и люди научатся, потому что им некуда деваться. А когда научатся — поймут, что, оказывается, это часто намного эффективнее, чем работа из офиса. А раз так, то зачем нам столько офисов?
Это будет очень сильный удар по рантье. Начнет сыпаться рынок недвижимости, владельцы офисов будут их продавать. Предложений будет много, а снимать никто не будет. И тогда офисы сильно подешевеют.
При этом модель WeWork будет продолжать жить. Это, в первую очередь, модель комьюнити, а не пространства, поэтому те рантье, кто смогут предложить арендаторам что-то ещё, кроме квадратных метров класса B и парковки, смогут удержать клиентов.
Инвесторы тоже реагируют на начавшиеся изменения пользовательских привычек. Почему акции Zoom взлетели? Да потому что огромное количество людей попробовали Zoom и привыкли к нему. База пользователей компании выросла с 10 млн до 300 млн человек. И у многих из них эти пользовательские привычки останутся.
То же самое с доставкой. Если раньше сервису надо было потратить несколько тыс. рублей, чтобы привлечь пользователя, то сейчас этот пользователь приходит к ним бесплатно. Это помогает им финансово и дает резерв прочности, чтобы потом опускать цены.
Несмотря на все это, многие ещё даже не поняли, что что-то произошло. Мне пишут как ни в чём не бывало стартаперы: «Коля, привет, мы делаем вот такую штуку, подскажи, кому в корпорации написать, чтобы с ними запустить проект?» Я им отвечаю: «Представьте, вот сидит менеджер Google в диком стрессе, пытается понять, не сократят ли его, как ему сделать план, и понимает, что не сделает его. А вы приходите к нему с какой-то недоделанной штукой. Подождите». Только через 3—4 месяца в фондах и корпорациях будут готовы что-то изучать, пробовать продукты и запускать пилотные проекты.
Если подытожить, то у стартапов, которые выживут, после кризиса все будет значительно лучше. В жирные времена, когда нет кризиса и всё растёт, сотрудники бизнесов мало задумываются, как бы что-то оптимизировать. Это касается большинства компаний и напрямую влияет на B2B-стартапы, которые пытаются этим компаниям продать какую-то инновационную оптимизацию. Основателям таких стартапов стоит понимать, что во времена устойчивого роста их клиенты не заинтересованы рисковать ростом ради негарантированных улучшений.
А решения о покупке чего-либо у стартапов принимают сотрудники компаний, у которых обычно эффективность не стоит как KPI. Но когда приходит кризис, меняются KPI, меняется психология сотрудников компаний, люди становятся намного более открыты к инновациям. Ведь когда роста нет, они не рискуют его потерять, а любое повышение эффективности может сохранить их департамент от сокращений.
Это как раз идеальный шторм для инновационных компаний, которые пытались последние 5 лет дизраптить рынки, и у них получалось тяжело. А теперь толерантность клиентов к риску повысилась, и как только все отойдут от первичного шока — будут пробовать что-то новое и адаптироваться к новой реальности.
Но этот период неопределённости нужно пережить. Практически всем стартапам следует сконцентрироваться на сокращении издержек, чтобы из существующих денег в банке выжать дополнительные 4—6 месяцев runway. А это, как правило, очень серьёзные сокращения.
Надо найти то самое необходимое, что есть в компании, и оставить только его — а все остальное убрать. Не надо бояться сокращать людей, потому что важно коллективное выживание. Потом людей нанять обратно будет проще.
Те, кто пройдут через временные трудности, могут очень круто вырасти.
Как изменится мир после кризиса