РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020
«Ожидания пользователей вырастут»: Лориана Сардар — о будущем транспортной индустрии после коронавируса
Текст
Иван чесноков
Иллюстрация
Стас васильев
РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020
«Ожидания пользователей вырастут»: Лориана Сардар — о будущем транспортной индустрии после коронавируса
Текст
Иван чесноков
Иллюстрация
Стас васильев
Из-за пандемии коронавируса люди по всему миру стали гораздо меньше перемещаться по городам в общественном транспорте. Также городские власти вводят ограничения на каршеринг и такси: в частности, в Москве пользоваться каршерингом запрещено с 13 апреля. Соосновательница BelkaCar Лориана Сардар рассказала Inc., как эпидемия и карантин изменят спрос на общественный транспорт, каршеринг и такси.
Думаю, что после эпидемии многие компании перейдут на удалённую работу либо полностью, либо частично. При этом не один год люди будут бояться вирусов, которые передаются воздушно-капельным путем. Часть горожан еще долго будет опасаться ходить в общественные места, часть больше будет ездить загород вместо отпуска на море.
Изменятся поведенческие паттерны в целом — и пассажиропоток в городах снизится. В основном, это скажется на общественном транспорте, где риск заражения намного выше из-за плотности, особенно в пиковые часы.
Но, конечно, перемещения по городу не отомрут. Мы ждём повышенный спрос на каршеринг, как в начале марта, когда в стране только заговорили про эпидемию. Думаю, что после окончания карантина спрос на каршеринг будет выше, чем на такси. Как минимум, каршеринг дешевле такси где-то на 40% и в нашей модели нет водителя, с которым вы постоянно контактируете. Мне самой менее комфортно пользоваться такси сейчас.
Что происходит на рынке транспорта Москвы
С 13 апреля в городе приостановлены услуги каршеринга, а услуги такси ограничены: у водителя такси и всех пассажиров при себе должны быть цифровые пропуска. Из-за этих мер сервис каршеринга YouDrive временно сменил бизнес-модель и запустил сервис доставки.
Согласно подсчётам московского Департамента транспорта, по сравнению с прошлым годом, к 17 апреля на 85% и 84% меньше пассажиров соответственно стали пользоваться услугами метро и наземного общественного транспорта. Такси используют на 64% меньше горожан. При этом, по оценке «Ромир», почти 40% москвичей не верят, что такси и каршеринг безопаснее автобусов, троллейбусов и трамваев.
В конце марта Транспортная ассоциация московской агломерации попросила мэрию ввести отсрочку на транспортный налог, кредитные каникулы и выделить субсидии в помощь бизнесу. В агрегаторе такси «Ситимобил» считают, что государство должно покрыть затраты компаний на безопасность водителей и пассажиров, например стоимость масок для сотрудников и процедуру дезинфекции машин.
В ассоциацию входят московские таксомоторные парки, Московский метрополитен, агрегатор такси «Ситимобил» и другие компании.
Ожидания пользователей от компаний на нашем рынке станут чуть выше. Люди захотят автомобили в лучшем состоянии, более чистые. И нам важно будет рассказывать, что с нами безопасно, что в салонах есть средства защиты.
За эти полтора месяца люди привыкнут к заказам онлайн, не выходя из дома. Из-за этого повышенный спрос на онлайн-заказы останется. Здесь мы видим возможность для нашего бизнеса «закрывать» пиковые нагрузки сервисов доставки, предоставляя им автомобили в аренду.
Возрастет спрос и со стороны корпоративных клиентов. Компании, которые могут позволить себе каршеринг, начнут больше задумываться о безопасности своих работников и чаще использовать каршеринг.
Мы достаточно быстро сделали специальное предложение для корпоративных клиентов и сервисов доставки — собираемся увеличить долю корпоративных продаж. Возможно, что и после карантина существенная доля наших продаж будет идти через корпоративный канал.
Мы боимся, что это может продлиться даже не месяц, а дольше. Кажется, что так быстро с этим вирусом мы не распрощаемся, а кризис может растянуться на неопределённое время.
Сейчас наша деятельность приостановлена. Велика фиксированная часть расходов, например огромные расходы на лизинг автомобилей. Я верю, что нашим контрагентам будет выгоднее с нами как-то договариваться о рассрочке, чем настаивать на своём, то есть своевременной оплате. Мы просто не сможем выплачивать деньги в срок, как раньше.
Вопрос: на какое время хватит запаса компании — и когда придет помощь со стороны государства?
Первый сценарий: государство поддерживает лизинговые компании (и каршеринг), а каршеринговые операторы продолжают развиваться в том темпе, который планировался до эпидемии.
Второй сценарий: правительство просто реструктурирует существующие обязательства, и мы будем обязаны гасить кредиты, оплата которых выпала на эпидемию, через некоторое время. При таком сценарии все ведущие игроки временно перестанут выставлять новые машины в автопарки.
Тогда рынок ждёт не просто боковое движение без роста, а полноценное снижение, потому что с линии будут убирать отработавшие по лизингу машины, которые нечем заменить.
Как изменится мир после кризиса