Нефтяные гиганты поднимают цены на топливо несмотря на запрет. Как выжить мелким автозаправкам?

Закупочные цены на топливо растут, а прибыль частных автозаправок — падает. Опасаясь разорения, предприниматели, владеющие одной-двумя АЗС, вынуждены закрывать их или продавать — конкуренция с сетевыми гигантами (они принадлежат нефтяным компаниям) им не по зубам. Чтобы исправить ситуацию, правительство договорилось с нефтяниками о заморозке отпускных цен до 31 марта 2019 года (с нового года их будут лишь индексировать на уровне инфляции), но последние уже нашли способы повысить прайсы в обход соглашения. Inc. выяснил, как мелким и независимым топливным ретейлерам выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями (спойлер: спасение – в блокчейне и электромобилях).


Несмотря на договоренность нефтяников с правительством, цены на бензин растут уже сейчас: рынок проигнорировал попытку их сдержать. За 3 рабочих дня биржевая стоимость АИ-92 выросла на 4%, АИ-95 — на 4,6%. Участники рынка объясняют это просто: нефтяные компании снизили предложение во внебиржевом сегменте, из-за чего независимые игроки ринулись на биржу, — как следствие, вырос спрос.

Крупнейшие нефтяные компании нашли еще один способ повысить цены в обход соглашения с правительством. Они сокращают или отменяют скидки по топливным картам для корпоративных клиентов, заменяя их наценками, как «Газпром нефть» например (по данным «Коммерсанта»). Этим недовольны грузоперевозчики и ретейлеры, которые в сложившихся условиях пытаются искать альтернативных поставщиков или поднимать цены, что может привести к подорожанию едва ли не всех товаров (в их конечную стоимость почти всегда заложены затраты на логистику).

Собственным автозаправкам нефтяные компании продают бензин дешевле, чем независимым игрокам. Стоимость бензина в Подмосковье для любой частной автозаправки составляет 40,5 рублей за литр с доставкой на АЗС. Но к этой цифре нужно прибавить еще расходы на зарплату сотрудникам, электроэнергию, аренду земли, содержание оборудования и обслуживание банковских карт. Своим заправкам нефтяные компании отпускают бензин по 41,7 рублей за литр — но в эту стоимость входят все операционные расходы каждой заправки. Кроме того, в октябре нефтяники увеличили поставки на собственные АЗС, из-за чего остальным предприятиям топлива стало не хватать. «На нефтебазах дизеля просто нет уже 10 дней. Объяснение — весь объем отдан на собственные АЗС», — рассказала Inc. совладелица сети АЗС GP Vympel в Саратовской области Екатерина Савкина.

Небольшие топливные ретейлеры давно жалуются на падение заработков (а иногда – и убытки). По данным Независимого топливного союза, сегодня средняя маржинальность частных АЗС на АИ-92 и АИ-95 составляет около 1,4 рубля на литр, а дизельного топлива — и вовсе достигла отрицательных значений: –1,08 рублей на литр. Неконтролируемое повышение роста оптовых цен и запрет правительства на увеличение конечной стоимости продукта, по мнению экспертов, «убивает» независимые АЗС. «Перед правительством не стоит задача убрать с рынка независимых заправщиков, — пояснил Inc. президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — Там знают, что несетевые ретейлеры находятся на грани разорения. Но, к сожалению, интересы Минфина доминируют, их решения правительству важнее проблем нашей отрасли».

Фото: Unsplash

Пытаясь выжить, независимые игроки рынка нефтепродуктов вынужденно поднимают свои прайсы. По данным Евгения Аркуши, стоимость литра бензина на независимых московских АЗС выше на 1-1,5 рубля, чем у сетевых компаний, а на Дальнем Востоке — на 5 рублей. И рост топливных цен не остановится, пока объемы поставок нефтепродуктов на внутренний рынок не увеличатся, убежден глава Российского топливного союза. А аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук считает, что цены на топливо рано или поздно придется отпустить. «Рост розничных цен остановится, если акцизы на топливо отменить», – сказал он Inc.

Потерявшие надежду топливные ретейлеры вынуждены продавать или закрывать свои автозаправки. Каждый день на Avito и других подобных площадках появляются новые объявления о продаже частных и сетевых (до 5 колонок) АЗС. Например, в Москве и Московской области на начало ноября продавалось 49 автозаправок, в Челябинской области — 49, Самарской — 23. Разброс цен — от 1,5 млн рублей до 99 млн рублей. Помимо самих колонок, продаются земля и прилегающие здания: кафе, отели, крытые стоянки, магазины.

Уход независимых компаний и уменьшение конкуренции на рынке позволит нефтяным гигантам диктовать свои правила на автозаправках, считают эксперты. Чтобы этого избежать, правительству необходимо ограничить влияние Минфина на отрасль, привязать рубль к ценам на горюче-смазочные материалы и отменить акцизы. Пока же рост налоговой нагрузки привел к тому, что компании ищут способы компенсировать потерянную выручку путем увеличения цен, — чему виной монополия на производство нефтяных продуктов, заявил Inc. Николай Котов из компании «Аналитика Онлайн». «Компании-лидеры договорились между собой о стоимости, — в таком случае цена 100 рублей за литр бензина — это вполне возможная перспектива», — считает эксперт.

Оставаться на плаву частным заправкам помогают магазины и кафе на их территории. Член Совета Федерации от Астраханской области Геннадий Орденов на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака уже предложил разрешить торговлю слабоалкогольными спиртными напитками на АЗС. Идею в правительстве поддержали, посчитав, что такое решение снизит желание предпринимателей покрыть убытки мошенническими методами. «Запрет на реализацию алкогольной продукции значительно уменьшил прибыльность такого вида предпринимательской деятельности и общей доходности сектора нефтепродуктообеспечения. Содержать некоторые магазины при АЗС стало нерентабельно, что привело к их ликвидации, сокращению рабочих мест и оттоку клиентов», — заявил Inc. сенатор. К тому же, установленное в 2011 году ограничение на продажу алкоголя оказалось неэффективным: число аварий с участием пьяных водителей в 2017 году, по сравнению с 2010 годом, выросло на 26%.

Фото: Unsplash

Чтобы выжить, владельцам АЗС необходимо пересмотреть свой бизнес, и сложившаяся ситуация как нельзя лучше подходит для этого. Старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин заявил Inc., что период высокой прибыли с нефтяных продуктов закончился: упавший 3 года назад спрос на бензин уже не восстановится. К тому же, набирающие популярность сервисы каршеринга в будущем отнимут у АЗС часть прибыли: водителей-частников станет меньше, а значит, упадут и продажи на автозаправках.

Выходом для владельцев несетевых АЗС может стать внедрение новых технологий закупок. «Снизить издержки и сэкономить время при обработке сделок можно с помощью платформы блокчейна. Есть компании, использующие «агентскую» схему: они поставляют топливо на несетевую автозаправочную станцию и по результатам продаж выдают вознаграждение», — рассказала Inc. декан факультета международного энергетического бизнеса Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина Елена Телегина. Такая схема позволяет сторонам получать фиксированный годовой доход.

Небольшие топливные ретейлеры могут также перепрофилироваться и открыть станцию заправки для электромобилей. Тем более, что в регионах в этом бизнесе сейчас практически нет конкуренции, а спрос на услугу будет только расти. Старший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов рассказал Inc., что к 2025 году число электромобилей на мировом рынке, по усредненным прогнозам, вырастет до 32 млн, а к 2030 году — до 100 млн.

Для продвижения колонок нужно применить основы маркетинговых коммуникаций. Скидки, акции, интересная информация о продукции — необходимо использовать все рычаги, чтобы привлечь клиента и выделиться среди конкурентов. Хорошим решением будет разработка собственного приложения и введение бонусных программ для постоянных посетителей — как, например, «купи 10 порций кофе и получи 1 в подарок».