НДС вырастет до 20%. Таким образом власти намерены найти 2 трлн рублей на реализацию «майских указов» Владимира Путина. Сообщается, что также правительство отменит льготную ставку НДС в 10% для ряда товаров. В рамках указа президента к 2024 году кабинету министров поручено обеспечить рост численности населения, продолжительности жизни, доходов граждан, в два раза снизить уровень бедности, улучшать жилищные условия семей, ускорить технологическое развитие страны, внедрять цифровые технологии и решить еще серию интересных задач. На все это нужно 8 трлн рублей. 2 из них за 6 лет бюджет получит за счет повышения НДС. Также деньги на майские указы в бюджете появятся за счет повышения пенсионного возраста, займов, реформы налогообложения нефтяной отрасли и других непопулярных мер.
В России НДС собирают с 1992 года. При введении налога ставка составляла 28% и была снижена дважды: до 20% в 1994 году и до 18% в 2004. Повышение НДС давно обсуждалось в Минфине в виде «маневра 22/22»: экономисты предлагали повысить ставку налога до 22% и снизить страховые взносы с 30% до 22%. Теперь от маневра осталась только часть про НДС.
Самое неприятное предложение — это отмена льгот на социально значимые категории товаров. Применение к ним полной ставки НДС сильно ударит по спросу, потребление сократится. Рост НДС вызовет рост цен и уменьшит маржинальность тех бизнесов, которым сложно оптимизировать налоги, — это крупная розница и производства, которые не могут зачесть НДС, считает директор по маркетингу инвестиционной компании Exante Антон Иоспа. Есть опасность, что на фоне роста цен у официальных импортеров вырастет черный рынок электроники. Малый и средний бизнес будет больше пользоваться упрощенной системой налогообложения. B2B сектор пострадает меньше, т.к. эти компании возвращают или перезачитывают значительную часть НДС. Для населения это повышение будет очень чувствительным. Крупная розница заложит рост НДС в цены, особенно на социально значимые категории товаров, на которые будет отменена льготная ставка, уверен Иоспа.
Повышение НДС противоречит обещаниям властей не увеличивать ставки налогов в течение шести лет. Решение приведет к снижению поступлений в бюджет, уверен экономист и антикризисный менеджер Иван Рыков. В 2017 году количество банкротов увеличилось на 7,7% по сравнению с 2016 годом. И повышение НДС только усилит эту тенденцию. Прежде всего будут закрываться строительные и производственные компании. Они и без этого на грани выживания, и у них большие проблемы с возмещением НДС, так как очень много невозмещаемых расходов. Все предыдущие реформы также вели к банкротствам. Например, после повышения взносов в пенсионный фонд закрылись 400 тыс. бизнесов, объясняет Рыков.
Экономисты прогнозируют, что повышение НДС до 20% приведет к росту цен примерно на 1%. Льготная ставка НДС в 10% сейчас действует для некоторых продуктов питания, детских товаров, книг, учебников и лекарств. С отменой льготы все эти товары подорожают. Кроме того, население будет еще активнее экономить на всем, кроме еды, алкоголя и одежды.
Окончательное решение о том, каким образом будет повышена ставка налога, будет принято в ближайшее время — в весеннюю сессию Госдумы.
Совладелец сети заведений быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров уверен, что после роста НДС, ни одна компания не сможет обойтись без повышения цен — налоговая нагрузка возрастет одномоментно и заранее как-либо пересмотреть издержки просто невозможно.
«Предпринимательство в стране в зачаточном состоянии, и его нужно поддерживать или хотя бы — не мешать развитию», — заметила в разговоре с Inc. основатель компании BioFoodLabs (батончики Bite) Елена Шифрина. Повышение налога и рост цен сделают здоровые продукты менее доступными, считает она, и нанесут удар по предпринимателям в целом. Останется меньше денег на развитие компаний и отраслей.
При повышении цен потребители не экономят на еде, алкоголе и табаке, одежде и обуви, подсчитали аналитики «ВТБ капитал». Но падает спрос на услуги связи, досуг, образование и рестораны. Также аналитики говорят, что тяжелее всего придется отраслям с высокой конкуренцией: после роста цен компаниям тяжелее сохранить долю рынка.
Что делать бизнесу:
Вам точно придется повысить цены. Можно начинать уже сейчас, чтобы и вы, и ваши клиенты были готовы заранее;
Подумайте над оптимизацией расходов, штата, автоматизацией. Если вы давно думали вложиться в оптимизацию производства — сейчас самое время;
Если у вас ИП, почитайте, как снизить налоговую нагрузку;
Подумайте, как повысить продажи и ценность товара (особенно если вы торгуете не едой, табаком и алкоголем) для покупателя, чтобы он все равно был готов платить;
Оставайтесь с Inc. Наши герои много рассказывают об опыте работы в кризис.