Предприниматели уже задумываются о приближении главного российского праздника — Нового года. В угаре затяжных каникул клиенты охотнее расстаются с деньгами и лучше реагируют на акции и спецпредложения. В 2018 году россияне потратили на каникулах 920 млрд рублей, из них 23 млрд рублей — на покупки в интернете. По данным социологов, в среднем каждый житель страны выкладывает за празднование и подарки более 14 тыс. рублей. Пока эксперты подсчитывают ожидаемые новогодние траты, Inc. спросил предпринимателей, как они готовятся встречать самый главный праздник в России.
Новый взгляд на свитер с оленем
Дизайнер из Перми Антон Жаворонков в первых числах декабря намерен запустить новую коллекцию свитеров с «оленями», где вместо привычных рождественских принтов он изображает примеры человеческой глупости. На этот раз речь идет об очереди за новым Iphone. В Москве этой осенью очередь появилась за 4 дня до старта продаж, а места в ней продавались перекупщиками за сотни тысяч рублей.
«Сама идея [со свитерами] пришла давно, я нарисовал узор год назад. Так что напрямую это не связано с Валерием (первым в очереди в столичный re:Store в день старта продаж, — Inc.), который на телефон пришел посмотреть. Я лишь ждал подходящий инфоповод», — рассказывает Inc. Жаворонков.
По словам дизайнера, к производству он приступит в конце ноября, чтобы в начале предновогоднего месяца все желающие успели купить такой свитер в подарок. В 2017 году идея изобразить принт на одежде пришла Антону поздно — за месяц до праздников. В результате продажи начались лишь за 2 недели до Нового года и партию в 300 свитеров полностью распродать не удалось. «А после праздников уже к продукции интерес теряется», — пояснил он.
Сейчас свитера Жаворонкова продаются за 4,5 тыс. рублей. К выпуску новой коллекции он все же планирует снизить стоимость на 500 рублей — сделать цену более доступной в надежде увеличить спрос. А также утеплить изделие: добавить к нему высокий воротник и дополнить состав шерстью (пока, судя по онлайн-магазину, свитера на 50% состоят из хлопка и на 50% — из акрила). Себестоимость одного свитера — около 3 тыс. рублей, вязка машинная. Себестоимость изделий из новой коллекции пока обсуждается.
Год назад, продав 200 свитеров из 300, Антон смог заработать около 80 тыс. рублей. В этот раз он предполагает собирать предварительные заявки на продажу, чтобы определить спрос. Так как переговоры с производителями еще ведутся, назвать ожидаемую прибыль дизайнер затруднился.
Олег Агуреев
основатель Pooblika
Каждый день происходит что-то новое, и потому такой подход в ситуативном маркетинге не надоедает аудитории. Когда берешь инфоповоды и переворачиваешь их в виде интересного принта, то позиционируешь себя как человек, делающий на рынке креатив. В этом отличие от банальных фотостудий со срочными распечатками на одежде. Целевая аудитория у таких проектов — люди от 22 до 50 лет абсолютно разных профессий, доход выше среднего. Безусловно, тут будет и прибыль, даже если это сезонные продажи. Но важно учитывать цикл производства и совершения сделок — это долгий процесс. Нельзя готовиться в последний момент. Также неправильно понижать стоимость, ведь главная цель в бизнесе — получение прибыли. Если люди и раньше брали свитера за условные 6 тыс. рублей, то и потом будут.
Новый год и квесты
Компания Surprise Мe, которая продает квесты в 23 городах мира, в этом году решила не делать специальные экскурсии на тему Нового года. На этот раз команда проведет конкурс среди пользователей на лучший праздничный маршрут, всего будет 2 финалиста — в Москве и в Санкт-Петербурге. Награду планируется назначить от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей каждому (сумма еще обсуждается).
«Работы [финалистов] попадут в магазин Surprise Me, и мы будем активно продвигать эти квесты среди не только существующей, но и новой аудитории сервиса», — поясняет Inc. основатель Surprise Me Александр Головатый.
В 2017 году сервис представил всего один платный новогодний маршрут в Санкт-Петербурге. Прибыль была невелика — около 30 тыс. рублей. Александр отмечает, что проведение конкурсов и проработка праздничных маршрутов позволяет скорее лишний раз напомнить о себе и привлечь новых пользователей.
В пору новогодних праздников команда Surprise Me будет активнее продвигать экскурсии в топ-5 туристических городов Европы, где, по подсчетам компании, будет много российских путешественников. Речь идет о Берлине, Риме, Париже, Барселоне и Праге. Свою рекламу Surprise Me разместит на сайтах партнеров — сервисов бронирования жилья и покупки билетов, а также турагентств. В случае, если пользователь все же перейдет по ссылке и купит экскурсию, партнер получит свой процент (его размер Головатый раскрывать не стал).
Продать Jingle Bells и глинтвейн
«Безусловно, новогодняя пора — самая хлебная. Мы продаем не столько еду и напитки в это время, сколько пресловутый Jingle Bells. Люди хотят покупать праздник, атмосферу и настроение», — рассказывает Inc. ресторатор и сооснователь группы компаний HURMA Дмитрий Левицкий.
По его словам, в заведениях будет сделана ставка на декорации. Приблизительные траты на них — около 100 тыс. рублей. И тут лучше не переборщить: вместо дешевых и аляпистых гирлянд у каждого окна лучше поставить большую живую елку с шарами. «Важно делать все со вкусом, создавать впечатление, что тут уютно и хорошо», — продолжает Левицкий.
В «Дорогой…» появится специализированное меню, в том числе рождественские сорта элей и глинтвейны, их стоимость будет варьироваться от 350 рублей до 500 рублей. One Door Community работать в новогоднюю ночь не будет, зато привлечь посетителей Дмитрий планирует после, устроив на каникулах кинопанораму.
Левицкий отмечает, что месячный оборот его заведений в период праздников, как правило, увеличивается по сравнению с ноябрем на 30%, при этом годовой оборот HURMA составляет 600 млн рублей. Корпоративы компании заказывают с 5 декабря. Устраивать Jingle bells еще раньше не имеет смысла — для обычных гостей новогодний сезон начинается позднее, с 15 декабря, и длится, как правило, по 10 января, добавляет ресторатор.
Заработать на поездках за подарками
«В новогодние праздники люди активно пользуются каршерингом для поездок в торговые центры — это основные локации предпраздничных дней. Если в сам Новый год пик аренд приходится на дневные часы, то накануне пик смещен на вечер и продолжительность поездки значительно увеличивается, а с ней и стоимость среднего чека», — говорит сооснователь каршеринга BelkaCar Екатерина Макарова.
В прошлом декабре компания запустила сразу несколько праздничных акций: снизили суточный тариф BelkaBlack, увеличили дневной лимит пробега KIA Rio, организовали боксы для новой партии автомобилей. За счет предпраздничных недель число заказов в декабре было примерно на 10% выше, чем в другие зимние месяцы, говорят в компании. В этом году менеджмент не планирует вводить какие-либо праздничные тарифы, так как после запуска динамического ценообразования в мае 2018 года старается не влиять на формирование цены.
«Мы точно проработаем SMM-активности и скорее всего сделаем новогодние акции. Планируем впервые использовать новогодние наклейки для создания праздничной атмосферы на дорогах», — объяснила Макарова.
Сделать матрешку-снеговика
Производитель интерьерных матрёшек WOOD DEN планировал новогодний спецвыпуск еще год назад, но из-за большого количества других заказов не успел их запустить в продажу. «Многие наши клиенты выражали пожелание [на спецвыпуск]. Матрешек-снеговиков начали готовить еще в прошлом году, но запуск перенесли на этот год. Сейчас товарный запас — 10-15 штук», — делится основательница компании Светлана Полевая.
WOOD DEN планирует ориентироваться на объем заказов — больше 15 матрёшек будет производить только по запросу. «Бывает, что клиент покупает 2 штуки, а бывает, приходит заказ на 50 или 100 матрёшек. Но к большим тиражам мы не стремимся, это противоречит нашей концепции», — продолжает Светлана.
Премиальные неразборные матрёшки расписываются художниками вручную. Как правило, роспись занимает 1 день, а производство деревянных заготовок и брендированных мешочков запускается заранее большим тиражом.
Стоимость такого новогоднего арт-объекта — 6,5 тыс. рублей, стоимость болванки — около 500 рублей. В обычные месяцы, при продаже около 30 матрёшек, WOOD DEN получает 200 тыс. рублей выручки, прибыль Светлана не раскрывает.