Известно, что успешный предприниматель и хороший генеральный директор — разные функции. И все же в большинстве случаев основателям компании приходится их совмещать и брать на себя роль гендира. В книге «Дао СЕО», опубликованной в издательстве «Альпина», эксперт по подбору персонала Антон Стороженко рассказывает о проблемах, с которыми могут столкнуться главы компаний, — от конфликтов с акционерами до недостатка гибкости в адаптации к меняющемуся миру. Inc. публикует отрывок из книги, посвященный нетворкингу и социальным сетям.
LinkedIn в России и как им правильно пользоваться
Эпоха социальных сетей не обошла сферу поиска персонала. Но несмотря на изобилие ресурсов, реальную ценность для руководителей представляет только один из них — LinkedIn. Это лучшая на сегодня платформа для бизнес-сообщества, которая задала мировой стандарт общения в профессиональной сфере. Вести там аккаунт — обязательное условие для выстраивания карьеры. Вы скажете, что сеть заблокирована? Скажу вам честно: после блокировки посещаемость LinkedIn российскими пользователя упала на существенные, но не катастрофические 40%, и мы, хедхантеры, даже этому обрадовались. Мы считаем, что таким образом произошла своего рода эволюция — естественный отбор освободил рынок кадров от людей, не способных проявить хоть каплю находчивости и найти решение этой проблемы.
Профиль в LinkedIn — и ваша визитная карточка, и показатель того, насколько серьезно вы относитесь к своей карьере. Это главное послание миру о том, кто вы такой. Не имея профиля на этом ресурсе, вы не можете считать себя современным кандидатом.
Примите это как аксиому. Вы можете бесплатно завести базовый аккаунт. Есть также четыре варианта платных учетных записей «Премиум». С функционалом легко разобраться самому.
Максимальную отдачу дает подписка на платные сервисы. Инвестиции в это вполне оправданны. Стратегически вам важно определиться, на каком языке делать основной профиль, на русском или английском. Это зависит от того, на какие рынки и компании вы ориентируетесь в первую очередь. Мы считаем, что оптимальна английская версия с переводом на русский ключевых пунктов. Не оставляйте на ресурсе дублирующие или устаревшие профили.
В том, что касается объема информации, ориентируйтесь на принцип разумной достаточности. Слишком длинный, с множеством деталей профиль — это неправильно. Основная задача LinkedIn — в предельно сжатой форме сказать о вас все самое важное, без лишних подробностей. Тут нужно быть максимально самокритичным. Некоторые нанимают для этого профессиональных консультантов, но большинству хватает собственных навыков и здравого смысла.
LinkedIn позволяет присоединять к профилю сопроводительное письмо и полноценное резюме — вот там можно изложить все подробности. Но сама страничка должна содержать всю наиболее важную информацию и в то же время быть предельно лаконичной.
В остальном жестких стандартов нет. Эксперт может разместить о себе больше информации, менеджер, растущий внутри компании, — меньше.
Профиль в LinkedIn открывает колоссальные возможности для общения в профессиональных сообществах. При желании можно и самому создать такое сообщество. Технически это не сложно, но для успеха потребуется время и усилия на модерацию и наполнение ленты интересной информацией, что, по сути, похоже на ведение блога. Один мой знакомый, например, мониторит новости своего рынка, интересные презентации, аналитику, много общается с другими экспертами и регулярно делает тематическую рассылку по сети своих контактов. Возможно, такой опыт взаимодействия с отраслевым сообществом откроет для вас неожиданные пути.
Для того, кто строит карьеру по схеме отраслевой специализации, это прекрасный способ заявить о себе. Размещая актуальные посты и комментарии, вы можете стать заметным экспертом даже за пределами своего национального рынка. Посмотрите, как ведут страницы и сообщества успешные специалисты, и подумайте, что вы можете взять из их опыта, что привнесете в создание контента и площадки для общения от себя. В LinkedIn есть уникальная возможность вступить в прямой контакт с людьми разного уровня, что полезно как для профессионального, так и для личностного развития.
Большинство пользователей почему-то недооценивают возможности, которые открывает интерактивность. Обычно люди стремятся просто расширить сеть контактов. Но само по себе это не имеет смысла. Нелепо хвастаться тысячами контактов, поскольку ценны только те, с кем вы взаимодействуете более-менее регулярно, хотя бы пару раз в год, да еще с ясным пониманием того, чем вы можете быть друг другу интересны и полезны.
По идее, чем шире ваша сеть контактов, тем выше шансы капитализировать с их помощью свои таланты. Но количество здесь не переходит автоматически в качество. Нет смысла гордиться тысячами контактов в той же LinkedIn, если вы не поддерживаете их в актуальном состоянии. Если вам надо два дня на то, чтобы просто просмотреть свои контакты, то это означает, что ваша сеть избыточна и, как следствие, скорее всего, неэффективна. Контакты, установленные для галочки, не приносят пользы. Ограничьте их число, чтобы поддерживать сеть без пугающих затрат времени.
Сокращаем дистанцию
Сделайте приоритетом качество контактов. Но учтите: важен не только статус людей, но и вероятность их отклика на ту или иную вашу просьбу. Многие считают, что если есть масса формально подтвержденных контактов, то все эти люди по первому же зову придут на помощь. Однако эта иллюзия обычно тает в первый же критический момент, когда человек обращается к своей сети и выясняет, что процент откликов на его запрос ничтожно мал. Гуру нетворкинга и автор книги «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци, одной из самых главных, фундаментальных книг о том, как формировать сеть контактов и управлять ею, пишет: нельзя относиться к своим контактам потребительски. Любому человеку вы и сами должны быть чем-то интересны и полезны. Если кто-то обратится к вам с просьбой, то он должен встретить такое же отношение к себе, как если бы вы обратились к нему.
Этот принцип очень важен. По сути, это золотое правило этики — «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Новые контакты должны максимально способствовать достижению поставленной вами цели.
Как вы будете выходить на людей из интересующей вас сферы, вопрос тактики. Например, вас могут представить общие знакомые. Даже в LinkedIn есть такая возможность, но это не лучший вариант. Видимо, ею злоупотребляли какое-то время, и сейчас к этому относятся настороженно, особенно если человек, на которого вы хотите выйти, обладает высоким статусом. Он, скорее всего, и так страдает от избытка запросов, и вам стоит хорошо подумать, чем вы сможете его заинтересовать.
В свое время я допустил большую ошибку. Моя профессия предполагает ежедневное формирование новых контактов, но я долго считал неправильным развивать отношения за периметром профессионального интереса. Хотя среди моих клиентов и кандидатов много людей, которые были мне очень интересны чисто по-человечески. Но мне казалось, что даже с моими успешными кандидатами надо держать в общении определенную дистанцию, быть в хорошем смысле профессиональным «сухарем».
Позже я понял, что это неправильно. Часто профессиональные контакты дают возможность найти единомышленников в вопросах досуга, хобби, просто интересных собеседников, чье мировоззрение мне импонирует. И теперь, признаюсь, я получаю огромное удовольствие от того, что продолжаю общаться с новыми людьми за рамками деловых встреч. Я часто знакомлю их друг с другом и вижу, как это обогащает нас всех. Вижу, что люди не только ждут от меня профессиональных советов, но и сами готовы с радостью ответить на мои вопросы. Я предлагаю вам относиться к своей сети контактов как к одному из самых ценных активов, который как воздух необходим для построения успешной карьеры, но еще может наполнить радостью, смыслом и энергией самый главный проект любого человека под названием «жизнь».
Управление отношениями
Выстраивание социальных связей — онлайн или офлайн — редкий талант, и современный руководитель просто обязан развивать его. Это относится не только к LinkedIn, но и ко всем социальным сетям и жизни в целом. Ваши настоящие контакты только те, кто при необходимости откликнется и захочет вам помочь, неважно чем. Этот простое знание может стать вам немалым подспорьем.
Имеет смысл развивать и поддерживать сеть только из настоящих контактов — именно они с наибольшей вероятностью откроют перед вами новые возможности в бизнесе или карьере. Ученые подсчитали, что прежде, до возникновения социальных сетей, один человек способен был в течение жизни выстраивать отношения с двумя, максимум тремя близкими людьми. Сегодня настоящих близких друзей благодаря технологиям может уже быть трое–пятеро плюс десяток хороших знакомых. Но только если вы проявляете к людям настоящий интерес, а не просто добавляете в виртуальные «друзья» всех подряд и ставите лайки, не читая их посты.
Сегодня, в эпоху соцсетей, способность быть и в офлайне искренним, живым, интересным человеком — редкость, которая дорогого стоит. Для любого руководителя крайне важно уметь легко общаться с подчиненными, коллегами, руководством. Это один из ключей к успеху. Если вы чувствуете, что вам этого не хватает, надо развивать этот навык. Читать книги, ходить на психологические тренинги, пробовать, ошибаться, падать, вставать, отряхиваться, делать выводы и снова пробовать. И, я верю, у вас все получится!
Только внимательно изучите фильтры конфиденциальности, чтобы новые партнеры или подчиненные случайно не увидели фотографии, предназначенные только для семьи и самых близких друзей. Неаккуратность в социальных сетях стоила уже не одной загубленной карьеры.
Яхты, бег и рыбалка
Отличным способом расширить сеть настоящих контактов — в сетях и в жизни — может стать ваше хобби. Если вам приятно в свободное время рыбачить, бегать, путешествовать на автомобилях, ходить в кино или дегустировать вино, наверняка есть люди, которым нравится то же самое. Весьма вероятно, что такие люди найдутся и в тех деловых или социальных кругах, которые вам интересны. Совсем не обязательно заниматься яхтингом, кататься на горных лыжах или играть в гольф по примеру олигархов. Можно найти хобби на любой достаток и круг интересов, и оно объединит очень разных людей из разных сфер деятельности.
Например, одно из моих увлечений — рыбалка. И я организовал нечто вроде клуба, члены которого регулярно выезжают порыбачить вместе. Костяк сформировался давно, но я постоянно приглашаю и новых людей. Тщательно выбираю маршруты, места — в последний раз, например, мы ездили на Кольский полуостров. Продумываю организацию: это всегда настоящая рыбалка — с лодками, егерями, уловом. Нам всем потом есть что вспомнить, и это закладывает основу глубоких отношений. В рыбацкой компании вас могут знать не только как хорошего человека, но и как классного специалиста в своей области.
Человек, попавший в поездке под ваше обаяние, может потом рекомендовать вас для участия в каком-то проекте, весьма далеком от рыбной ловли.
Вовсе не требуется самому становиться организатором кружков, забегов или автопробегов. Можно просто присоединиться к какой-то компании, благо сейчас их много. Жизнь прекрасна, и надо использовать все возможности, которые она предлагает.
Совмещайте приятное с полезным. Относясь к общению с другими людьми осознанно (специально не говорю «прагматично»), вы сможете получать от него гораздо больше удовольствия и пользы. Думайте о том, чем вы можете поделиться с другими, и этот вклад обязательно принесет хорошие проценты.
Выводы
1.
LinkedIn — лучшая на сегодня платформа для бизнес-сообщества. Вести там аккаунт — обязательное условие для выстраивания карьеры.
2.
Сети открывают колоссальные возможности для общения в профессиональных сообществах. При желании можно и самому создать такое сообщество.
3.
Ключевой навык для построения карьеры — умение устанавливать новые контакты.
4.
Только настоящие контакты с наибольшей вероятностью откроют перед вами новые возможности в бизнесе или карьере.
5.
Отличным способом расширить сеть настоящих контактов — в сетях и в жизни — может стать ваше хобби.