Против правил и авторитетов. Patagonia, 23andMe, Netflix и еще 11 крутейших компаний 2018 года

Против правил и авторитетов. Patagonia, 23andMe, Netflix и еще 11 крутейших компаний 2018 года
Электроскутер Bird. Фото: Mario Tama/Getty Images

В 2018 году Netflix намеревался снять 700 новых фильмов — и по большому счету добился успеха. А Lyft наконец переиграл Uber, своего главного конкурента, в быстрорастущем сегменте — микромобильность. Другие самые выдающиеся компании года первыми получали разрешения регуляторов, делали обувь из сахарного тростника и других экзотических материалов, выходили на неожиданные рынки, много тратили на благотворительность. А победителем конкурса «Компания года» американского издания Inc. стал сервис проката электросамокатов Bird. Эта компания доказала, что способна расти несмотря ни на что. Вот как еще работали самые впечатляющие бизнесы 2018 года.


23andMe


Энн Воджицки не единственная предпринимательница в семье (ее сестра — генеральный директор YouTube), но ее биотехнологический стартап 23andMe долго был в центре расследования сурового американского регулятора — Федерального управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). Битва продолжалась 4 года, и 23andMe наконец разрешили продавать генетические тесты, определяющие предрасположенность к разным заболеваниям. В 2018 году компания из Маунтин-Вью (Калифорния) получила первое в истории FDA разрешение на генетическое тестирование предрасположенности к раку.


Lyft


Онлайн-сервис заказа такси обошел своего крупнейшего конкурента, подав на прошлой неделе заявку на IPO в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. К тому же Lyft наконец закрыл долгожданную сделку по покупке сервиса по аренде велосипедов Motivate (занимает 80% американского рынка). Но компания из Сан-Франциско по стоимости ($15 млрд) не сравнится с Uber — его стоимость будет оцениваться в $150 млрд, если он, как и ожидается, проведет IPO в 2019 году.


Allbirds


Эта компания в 2018 году была у всех на устах. Фанаты восторгались комфортом и качеством обуви от стартапа из Сан-Франциско. Сенсацию произвели материалы, в том числе экзотические: мериносовая шерсть, сахарный тростник и волокна эвкалипта. Не похоже на Nike, правда? Основатели говорят, что использование экологичных возобновляемых материалов окупается: всего за 2 два года Allbirds выросла до $1,4 млрд.

Фото: Allbirds

Stripe


Финансовый сервис Stripe обслуживает более 100 тыс. компаний — от семейных магазинчиков до таких гигантов, как Lyft и Facebook. Это помогло стартапу из Сан-Франциско (основан 8 лет назад) привлечь в сентябре еще $245 млн, и теперь компания оценивается в $20 млрд. В октябре Stripe запустил новый индекс предпринимательства и надеется помочь политикам улучшить условия для бизнеса по всему миру.


Rogue Fitness


Билл Хеннигер, бывший рабочий с фабрики GM, любил кроссфит, но собственный зал был ему не по карману. Поэтому он создал компанию Rogue Fitness по дистрибуции оборудования для домашнего спортзала, а позже стал производить такое оборудование. Миллионные доходы позволяют компании из Колумбуса (Огайо) поддерживать местное сообщество: недавно построена новая штаб-квартира, 500 человек из района, где сейчас не лучшие времена, получили работу.


Tuft & Needle


В матрасных войнах пленных не берут. Tuft & Needle из Феникса (Аризона) пользуется успехом не только у клиентов — конкуренты тоже неравнодушны к магазину матрасов. Слияние с Serta Simmons Bedding завершилось в сентябре, сделку оценивают в $500 млн. Теперь они совместно занимают около 40% рынка матрасов. 

Фото: Tuft & Needle

Epic Games


Около 80 млн человек в месяц по всему миру регистрируются в игре Fortnite Battle Royale — в этом многопользовательском шутере уже 125 млн зарегистрированных пользователей. Компания из Кэри (Северная Каролина) оценивается в $15 млрд. Epic Games также создала платформу Unreal Engine — игровой движок, позволяющий разработчикам по всему миру создавать собственные игры; в 2016 году они заработали на базе Unreal более $10 млрд.


Netflix


Владычество Netflix, непревзойденного разрушителя киноиндустрии, явно установилось надолго. Начинавший как прокат DVD, один из ведущих создателей видеоконтента получил в этом году 2 Оскара и 23 Эмми (столько же у HBO) и близок к амбициозной цели — созданию 700 новых фильмов и сериалов. Компания из Лос-Гатоса (Калифорния) в октябре объявила о намерении показать 3 фильма в кинотеатрах, прежде чем они станут доступны в стиминговом сервисе.


WeWork


В этом году WeWork раз и навсегда отделался от клейма коворкинга. Нью-йоркская компания запустила частную школу под названием WeGrow и офлайн-магазин WeMrkt. При таком постоянно расширяющемся портфеле активов и многочисленной недвижимости будущее WeWork непредсказуемо.

Фото: WeWork

InVision


В 2018 году победитель в номинации «все еще не замеченная, но важная компания» — InVision (Нью-Йорк). Ее программным обеспечением для дизайнеров (помогает быстро создавать интерактивные прототипы приложений и сайтов и легко делиться ими в интернете) пользуются 4,3 млн человек в тысячах компаний — и даже основатель Amazon Джефф Безос. Кто бы мог подумать!


Asana


Для Asana, разработчика ПО по управлению проектами (основатели — выходцы из Facebook Дастин Московиц и Джастин Розенштейн) это был удачный год. Программа помогает пользователям отслеживать развитие рабочих проектов, их приоритетность и др. Партнерство со Slack и Microsoft Outlook помогло компании из Сан-Франциско привлечь финансирование в $50 млн, оценка стоимости бизнеса выросла до $1,5 млрд. В этом году число платных подписчиков Asana достигло 50 тыс. человек.


SoftBank


В этом году много говорят о японском конгломерате SoftBank (основан Масаеси Соном в 1981 году). Поначалу это был магазин комплектующих для компьютеров. Теперь компания запустила фонд Vision на $100 млрд и стала крупнейшим технологическим инвестором в мире. На его счету вложения в перспективные стартапы — от WeWork до Uber и Slack. Но у SoftBank не все было гладко: он оказался в сложной ситуации из-за связей с правительством Саудовской Аравии. Власти страны стали крупнейшим инвестором в Vision Fund, а позже оказались в центре международного скандала в связи с убийством диссидента и колумниста The Washington Post Джамаля Хашогги.


Patagonia


Для деятельности поставщика верхней одежды Patagonia характерна политическая активость. Компания из Вентуры (Калифорния) с 1985 года выделила $90 млн на экологические программы. Patagonia всегда закрывает свои магазины в день выборов, а в этом году убедила более 400 других компаний дать сотрудникам время и возможность проголосовать. Она также поддержала две политические кампании. Шагом года стало обещание пожертвовать на программы по защите окружающей среды $10 млн, сэкономленных на налогах (Дональд Трамп снизил их в 2017 году).

Фото: Patagonia

Bird


Компания из Санта-Моники (Калифорния) Bird — аренда электроскутеров с поминутной оплатой — менее чем за год выросла по капитализации до $2 млрд и стала «единорогом» быстрее всех в истории. На счету Bird за тот же срок более 10 млн поездок и работа более чем в 120 городах по всему миру. Компания столкнулась с вандализмом и кражами, на ее скутерах получали травмы, к ней были поданы судебные иски, в нескольких городах запретили работать. Но Bird обладает поразительной способностью процветать несмотря ни на что — и стала «Компанией года» по версии Inc.