Разобраться • 17 мая 2021

Не экономьте на зарплате и не контролируйте котов: главные ошибки при работе с удаленной командой

Не экономьте на зарплате и не контролируйте котов: главные ошибки при работе с удаленной командой

Текст: Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group

Фото: Morsa Images/Getty Images


Пандемия рано или поздно закончится, но порожденная ею массовая удаленка, кажется, останется с нами навсегда. Многие работодатели уже не хотят возвращать своих работников в офисы: одни экспериментируют с гибридной моделью, другие разрешают работать из дома всем желающим. Но при работе с удаленной командой почти неизбежны ошибки. Вот 5 самых распространенных и способы их избежать.

Ошибка №1

Экономия на зарплате


Существует распространенный стереотип, что удаленщикам из регионов можно платить меньше, — этим они якобы и хороши. Но такой подход несет в себе сразу несколько рисков: усиление текучки, снижение мотивации сотрудников и ухудшение репутации HR-бренда.

Как показывают опросы, зарплатные ожидания специалистов из регионов сейчас практически не отличаются от московских, и крупные компании платят им одинаково. Это объясняется в том числе и желанием корпораций поддерживать статус привлекательных работодателей. Кроме того, всегда есть риск потери ценных кадров, — они могут уйти к конкурентам, которые не экономят на зарплате удаленных специалистов.

С другой стороны, удаленный формат действительно помогает компаниям выиграть в деньгах благодаря некоторому снижению затрат на аренду и организацию рабочих мест. 

Ошибка №2

Уход в крайности


Одна из популярных гибридных моделей заключается в том, что некоторые сотрудники и даже целые отделы продолжают работать в офисе (они нужны «на месте»), а другие отправляются по домам. Но у такой поляризации есть существенный минус: зачастую люди устают от тотальной удаленки. Многим необходимо время от времени посещать офис, общаться с коллегами и лично участвовать в совещаниях. Кроме того, сотрудники, которые работают полностью онлайн, нередко чувствуют себя оторванными от коллектива — особенно если их не нанимали изначально на дистанционный формат.

Как показало недавнее исследование, 37% россиян на удалёнке хотят хотя бы частично вернуться в офис. Поэтому разумно предоставить персоналу возможность иногда возвращаться в рабочее пространство — хотя бы раз в неделю.

На первый взгляд кажется, что при таком раскладе начинают простаивать рабочие места и вся польза от экономии на аренде и офисной технике улетучивается. Но у этой проблемы есть решения: мы например ввели систему, когда любой сотрудник может заранее забронировать место в офисе на определенный день. Количество мест ограниченно, поэтому одновременно весь штат приехать не сможет, а площади не простаивают без дела.

Еще одна частая ошибка — когда работодатель проводит удаленное собеседование с кандидатом, обязанности которого предполагают личное общение с клиентами. Не забывайте, что дома люди чувствуют себя более раскрепощенно. Поэтому, если конкретная позиция предполагает частые встречи с клиентами и партнерами, лучше хотя бы раз встретиться вживую и проверить, как человек ведет себя в незнакомой обстановке.

Ошибка №3

Отсутствие единых каналов коммуникации


При переходе на удаленку общение с клиентами и внутри компании часто превращается в хаос. На почту сыплются письма от бухгалтерии, руководство пишет в Telegram, коллега отправляет документ через WhatsApp (причем в те же мессенджеры приходят и личные сообщения). Как следствие, внимание сотрудника рассеивается, а поиск нужной информации на разных платформах занимает много времени.

Вот почему важно установить единый канал коммуникации для всей компании. И вряд ли на эту роль сгодится корпоративная почта — когда нужно обсудить какую-то срочную проблему, сотрудники, скорее всего, «растекутся» по разным мессенджерам. Чтобы не допустить такого разброда, оставьте почту для общения с клиентами и важных согласований, а для внутренних переписок заведите отдельный инструмент — это может быть как мессенджер, так и специализированный сервис вроде Slack или Discord.

Разумеется, заведенных правил должны придерживаться все члены команды, включая руководство. Так, если для внутренней коммуникации вы используете Slack, начальник не должен внезапно писать что-то срочное в WhatsApp, а сотрудник, соответственно, не обязан каждые пять минут проверять каждый мессенджер.

Ошибка №4

Жесткий контроль либо его отсутствие


Один из самых частых аргументов работодателей против удаленки связан с потерей контроля за подчиненными. Часто руководители опасаются, что сотрудник, выскользнув из их поля зрения, непременно займется чем-то неподобающим — вроде просмотра сериала или игр с котом. Поэтому некоторые компании используют для контроля за удаленщиками специальные программы, отслеживающие их действия: так, в 2020 году спрос на такое ПО резко вырос.

Но, как и в случае со снижением зарплаты, здесь вы рискуете своим имиджем привлекательного работодателя и ценными кадрами. Быть под постоянным присмотром никому не нравится, а эффективность сотрудников может измениться и в худшую сторону.

Конечно, это не значит, что нужно отпустить команду в вольное плавание, особенно если она только начинает привыкать к удаленке. Вместо этого лучше пересмотреть подход к работе: каждый специалист должен четко понимать, что ему нужно сделать и к какому сроку. Перейдите от долгосрочного планирования к краткосрочному: разбивайте масштабные задачи на маленькие, обсуждайте план работ в начале недели и подводите итоги в конце. Такая система не даст сотрудникам расслабиться, но и избавит их от ощущения тотальной слежки.

Ошибка №5

Перебор с онлайн-встречами


С одной стороны, без конф-коллов сложно выстроить дистанционные процессы, поскольку это один из наиболее эффективных способов обсудить текущие вопросы. С другой стороны, бесконечные онлайн-совещания часто не оставляют времени на рабочие задачи, утомляют участников и оказываются бесполезными. Поэтому перед назначением очередной встречи всегда задавайте себе вопрос, насколько она необходима — и не будет ли проще решить проблему с помощью переписки.

Онлайн-совещания имеет смысл собирать, когда есть конкретная задача, которая требует поиска решения и охватывает сразу нескольких сотрудников. Например, если пиар-директору, event-менеджеру и маркетологу нужно обсудить с партнером концепцию будущего мероприятия. В формате переписки эта процедура может затянуться — поэтому лучше поговорить в формате видеозвонка. А вот получить от заказчика правки по дизайну сайта вполне можно и без лишних встреч.

Кроме того, стоит сформировать границы продолжительности совещаний — это поможет не затягивать встречи и концентрироваться на быстром решении задачи. Некоторые работодатели вводят специальные правила, например назначают запрет на любые совещания в один из дней недели.

Не стоит постоянно собирать сотрудников в онлайне и в целях тимбилдинга. Да, в начале пандемии компании наперебой делились тем, как они поддерживают дух офлайна на удаленке: в ход пошли вечеринки в дистанте, челленджи в Instagram, онлайн-воркшопы, онлайн-корпоративы, онлайн-фитнес. Но спустя год все эти активности успели приесться. Да, проводить их для сплочения команды периодически необходимо — но нужно разумно подходить к их частоте и по возможности переносить в офлайн. Важный дисклеймер: обязательные корпоративы лучше проводить в рабочие часы, чтобы не отнимать у сотрудников их личное время.