РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020
«Игры — один из самых дешёвых способов развлечься»: Сергей Орловский — о будущем рынка развлечений после коронавируса
Текст
Иван чесноков
Иллюстрация
Стас васильев
РАЗОБРАТЬСЯ 23 апреля 2020
«Игры — один из самых дешёвых способов развлечься»: Сергей Орловский — о будущем рынка развлечений после коронавируса
Текст
Иван чесноков
Иллюстрация
Стас васильев
Во время пандемии значительно выросла аудитория развлекательных сервисов: люди стали больше играть в видеоигры и смотреть видеоконтент. Однако далеко не факт, что после карантина новопришедшие пользователи не уйдут с платформ. Основатель старейшего разработчика игр в России Nival Сергей Орловский рассказал Inc., что будет с развлечениями спустя годы и почему нужно замедлить технологический прогресс.
Кризис ускоряет эволюцию. Всё, что было плохо приспособлено, отмирает, а всё, что хорошо, — наполняет освободившуюся нишу.
Игры, как гораздо более современные и приспособленные к современному миру развлекательные медиа, с каждым кризисом «отъедают» себе дополнительное пространство. Это было хорошо видно по предыдущим кризисам 1998 и 2008 годов. Динамика тогда была почти такой же. В момент кризиса радикально расширяется аудитория, а после окончания начинают расти деньги.
В частности, в 1998 году появилась модель jewel case, когда лицензионные игры стали продавать по цене, сравнимой с пиратской. Игры резко подешевели и при этом стали более массовыми, научились конкурировать с пиратским рынком. Так радикальное удешевление победило пиратство. Расширилась аудитория, а когда кризис закончился, покупательная способность обеспечивала рост рынку в денежном выражении.
В 2008 году было то же самое. Только тогда модель поменялась с платных игр на дисках на условно бесплатные онлайн. Тогда опять сначала расширилась аудитория, а потом выросли деньги.
Сейчас, скорее всего, будет то же самое, но не настолько драматично. Основной рынок — мобильный, он составляет половину всего игрового, потому что смартфоны есть у всех. Во время нынешнего кризиса растет аудитория, но не так сильно, как раньше, — из-за отсутствия новых бизнес-моделей.
Только деньги начали расти сразу, а не после выхода из кризиса, как раньше. Потому что игры — один из самых дешёвых способов интересно развлечься. Как и другие онлайн-сервисы вроде Netflix, очень дешёвые, по сравнению с другими формами времяпрепровождения.
Если грубо, то поход в ресторан на двоих — это $100, поход в кино с попкорном и напитком — $20 на человека. И это всё развлечения на 2—3 часа. А за $20 в игре можно купить подписку на месяц, как и в Netflix. В большинство игр вообще можно играть бесплатно.
Так что онлайн — очень небольшой удар по бюджету в сравнении с другими развлечениями. Поэтому люди будут экономить, скорее, на походах в рестораны и кино.
Что происходит на рынке игр и прочих развлечений
Пока весь мир в локдауне, аудитория игр быстро растёт.
Игровые гиганты, например Ubisoft, пытаются захватить большую долю рынка и предлагают скидки на игры. Похожим образом поступают онлайн-кинотеатры. Например, Кинопоиск HD предлагает новым пользователям бесплатный месяц.
Впрочем, развлекательные сервисы тоже сталкиваются с проблемами из-за карантина. Netflix, который теперь стоит почти $200 млрд из-за роста аудитории за счёт запертых дома пользователей, не может снимать новые сериалы и фильмы из-за ограничений. А авторы видео на YouTube хоть и наращивают количество просмотров, теряют в выручке от рекламодателей, что влияет на доходы Google, который владеет платформой.
Очевидно, что в материальном мире потреблять столько, сколько сейчас, в долгосрочном плане мы не сможем. Каждый год мы берем в долг у планеты — по выбросам СО2, по потреблению полезных ископаемых. Текущий уровень материального потребления на человека в долгосрочной перспективе придется сокращать и замещать его на потребление в виртуальном пространстве, без серьёзного влияния на экосистему. Это естественный эволюционный тренд, просто из-за эпидемии он серьёзно ускорился.
А потом, мы почему-то до сих пор поощряем людей иметь как можно больше детей. Хотя уже давно надо было бы сделать наоборот. Например, ввести во всем мире лимит в два ребенка на семью. Это как минимум даст нам больше времени адаптироваться к изменениям.
Кризис заставляет людей переходить из консервативного состояния к более изменчивому. А когда в течение кризиса у людей сформируются новые привычки к потреблению онлайн-сервисов, они продолжат ими пользоваться и после эпидемии. И эти привычки очень полезны для всей цивилизации.
Возьмем ту же удалённую работу из дома. Выяснится, что она имеет свои плюсы. Некоторая часть бизнесов останется на удалёнке хотя бы частично. А технологии VR и AR способны существенно сгладить проблемы, связанные с коммуникацией на удалённой работе.
Но для качественного VR нужно больше пространства дома, буквально отдельная комната, чтобы по ней можно было перемещаться и ничего не ограничивало движений. AR в этом смысле — гораздо более передовая технология. Она не требует дополнительного пространства и может достраивать существующее виртуальными объектами.
Да, у AR пока еще много технологических ограничений вроде мощности компактных проекторов, но уже достаточно скоро в этой сфере произойдет прорыв. Думаю, что Apple представит свои разработки уже в течение года.
Дополненная реальность изменит и систему образования. Раньше детей было сложно загнать домой с улицы, теперь — из телефона выгнать на улицу. А возможность играть в полезную захватывающую игру с элементами AR на свежем воздухе позволит совместить лучшее из двух миров.
Искусственный интеллект будет оказывать наибольшее технологическое влияние на человечество на горизонте ближайших десятков лет. С учетом того, как быстро развивается эта технология, у меня появляется масса вопросов к будущему. Построить какую-то антиутопию очень несложно. Ведь по мере того как про вас будет всё больше известно, качество и количество потенциальных манипуляций над людьми возрастёт драматически. На эту тему у меня много пессимизма.
Даже будучи технарем я вижу, насколько медленнее развиваются социальные науки, по сравнению с техническими. Но ведь если мы замедлим скорость научно-технического прогресса в два раза, ничего страшного не произойдёт. А если мы как социум не будем успевать адаптироваться к происходящим технологическим изломам, то это станет экзистенциальной угрозой для нас.
На мой взгляд, цивилизации нужно существенно перераспределять ресурсы от технических наук к социальным. Нам нужно, с одной стороны, научиться более высокому уровню кооперации, а с другой — получить навыки противодействия паразитизму. Если этого не сделать, то по мере роста сложности мира, как говорит нам теория сложных систем, он сколлапсирует. И что самое забавное, игры, как модели мира, являются одной из самых удобных площадок для экспериментов с новыми социальными моделями.
Что касается использования AI в государственных целях, то любое государство по определению заинтересовано в контроле своих граждан. Граждане же в этом не заинтересованы и хотят иметь возможность контролировать государство. Все эти системы распознавания лиц не за месяц разработались, они уже давно существуют, просто их использование было недостаточно легитимным. А нынешний кризис их легитимизировал. Сейчас государство использует системы во благо. А что потом? Нет никаких стимулов их сворачивать.
Я вот на Кипре сейчас живу. Здесь приличное гражданское общество и низкий уровень технологического развития. Сюда это дойдёт не скоро. Москва же входит в топ городов мира по количеству камер слежения. Понятно, что государственная система с их помощью в первую очередь будет решать задачи самосохранения. Гражданского общества в России нет, за последние 10 лет его зародыш расстреляли из пулемета. Значит, сопротивляться государству будет некому. Выводы сделаете сами.
Как изменится мир после кризиса