Куда вложиться в 2019 году. Советы российских бизнесменов

Куда вложиться в 2019 году. Советы российских бизнесменов
Фото: Andrey Rudakov/Getty Images

Инвестиционных инструментов сегодня хватает – были бы деньги. Но что именно положить в свой портфель? На какие рынки и технологии следует обратить особо пристальное внимание? Фаундеры и топ-менеджеры российских компаний поделились с Inc. своими мнениями о том, куда и почему стоит инвестировать в нынешнем году.


Олег Данилов

CEO сервиса удаленной оплаты топлива «Турбо»


В принципе, портфель инвестора в 2019 году не слишком отличается от прошлогоднего. Инструменты инвестирования по-прежнему разделяются на надежные (но малоприбыльные) и высокорисковые (но прибыльные). К первым традиционно относят золото, облигации федерального займа и банковские вклады (здесь нужно постараться заработать больше, чем съест инфляция). Для получения ощутимых результатов придется ждать несколько лет, однако не все готовы заморозить средства на такой срок.

Стоит обратить внимание на торговлю ценными бумагами. Это чуть более рискованное занятие, но принесет больше прибыли – и результат вы увидите намного быстрее. Вкладывать деньги можно в акции как отечественных, так и зарубежных компаний с хорошими перспективами и (очень желательно) дивидендами.

Еще один хороший инструмент для инвестирования – недвижимость, но он подходит не всем: нужны значительные разовые вложения и хорошие знания о рынке. Просто так покупать квартиру не стоит – можно потерять деньги, а не заработать.


Дмитрий Филатов

президент Sistema_VC


Для успеха инвестиций нужно понимать долгосрочные тренды, такие как мобильные платформы, искусственный интеллект, синергия машины и человека. Из менее очевидного можно назвать 2 интересные рыночные вертикали – сельское хозяйство и недвижимость. Возможности для их диджитализации появились совсем недавно благодаря новым способам получения данных и оцифровки объектов (с помощью сенсоров и дронов).

Если говорить об инструментах инвестирования, то спектр возможностей здесь становится все богаче. Увеличивается активность family offices, которые предпочитают инвестировать напрямую. Также будут активно развиваться краудфандинг и грантовое финансирование.


Ричард ван Вагенинген

генеральный директор Orange Business Services Россия и СНГ


При планировании инвестиций на текущий год критичен анализ трендов в технологической сфере. Имеет смысл вкладываться в направление, которое лишь набирает обороты. Вложение в технологию на пике ее развития едва ли можно считать успешным кейсом.

Основное внимание стоит уделить работе с данными на всем протяжении их жизненного цикла. Исполнение проекта «Умный город» поднимет спрос на смарт-датчики (в том числе для учета ресурсов ЖКХ). Также вырастет спрос на корпоративные носимые устройства, которые отслеживают состояние здоровья сотрудников. Особо востребованными станут сети на основе специализированных стандартов, которые позволяют снизить потребление энергии при передаче информации с датчиков (одновременно увеличивая диапазон действия сети). В первую очередь следует обратить внимание на грядущий 5G и технологии LoRa, LiFi, WiFi 6 (802.11ax). В ближайшие годы ожидается рост программно-определяемых сетей (SDN) – они позволят оптимизировать трудозатраты и уменьшить время развертывания сетевой инфраструктуры (при открытии нового магазина на это понадобится не более 2-х часов).

Максимальный эффект показывает самообучаемый искусственный интеллект – он умеет общаться с людьми (чат-боты) и отлично справляется с анализом видеопотока, изображений, с распознаванием текста (в том числе рукописного) и речи. Разумеется, не стоит забывать и об информационной безопасности – ее актуальность растет день ото дня.


Анатолий Сморгонский

совладелец IT-холдинга Ambite


В случае позитивного развития отношений между США и Китаем (в частности, если они свернут торговую войну), вырастут соответствующие компании, – я, в основном, слежу за технологическими и IT.

Мое мнение: если не знаешь, что делать, лучше не суетиться и вести себя консервативно. Стратегия: больше не потерять. Поэтому я постараюсь инвестировать в себя и детей, освоим что-нибудь новое.


Михаил Перегудов

СЕО и основатель «Партия еды» (в октябре 2018 компанию купил «Яндекс», теперь она называется «Яндекс.Шеф»)


Я не инвестор, но есть ощущение, что рынок питания, где мы работаем, еще не заполнен. Кажется, там есть, куда инвестировать, несмотря на резкий рост. Уже сейчас этот рынок приходит в интернет, там появляются крупные игроки (ретейлеры например), запустили наконец e-commerce…

Этот рынок и в оффлайне очень фрагментирован, ему много лет, но все равно ежегодно находятся места для новых игроков. Они могут расти и развиваться или вырасти и продать свой бизнес стратегическому инвестору. Так же будет и в интернете – всегда найдутся новые ниши. Если вы делаете венчурный проект, то там есть и покупатели, и стратеги (ретейлеры, «Яндекс», к ним может присоединиться Сбербанк). А если делаете для себя, то за счет фрагментации рынка даже небольшие игроки смогут выжить.


Сергей Попков

основатель AIC, сооснователь Skillbox


На рынке акций мне по-прежнему нравится потенциал в финтехе. Акции Сбербанка и «Тинькофф» показывают позитивную динамику: после обвала конца прошлого года они наверстывают упущенное. А поскольку это российские компании, то, по классике жанра, они торгуются с дисконтом, – там есть куда расти (особенно если покупать с дистанцией на год и более).

Несмотря на высокую волатильность рынка акций, можно переключиться на такие инструменты, как ETF. К примеру, обвал акций Facebook не сильно повлиял на FXIT, – это хороший инструмент, чтобы положить туда деньги и не переживать из-за скачков акций отдельных компаний. Еще более спокойно можно себя чувствовать с индексом S&P 500: вы просто делаете ставку на рост мировой экономики, что, наверное, интереснее, чем рублевый банковский вклад. Если же вы потеряли веру в рубли, то обратите внимание на валютные облигации российских компаний (нередко там можно встретить интересные предложения).

Хотя, откровенно говоря, инвестировать в индексы, фонды и акции нужно, когда у вас за плечами уже есть достаточно недвижимости и скучных вкладов.


Андрей Кондратюк

управляющий партнер венчурного фонда Ultimate VC


Я бы акцентировал внимание не на технологиях, а на бизнес-направлениях и компаниях, использующих разные решения, – они должны принести прибыль не через 3-5 лет, а в перспективе 12-24 месяцев. Из направлений выделю онлайн-образование во всех сферах (школы, курсы, программы MBA, дополнительное профессиональное обучение) и Influence marketing – потенциальные потребители все меньше и меньше реагируют на неперсональную рекламу. Все более востребованными становятся мнение и опыт друзей и людей «твоего круга». Рынок influence marketing будет и далее агрессивными темпами выбирать маркетинговые бюджеты компаний и становиться наиболее эффективным.

Что касается компаний, я бы обратил внимание на те из них, которые используют персональные данные. Законодательство в этой сфере смягчается, она будет выходить из серой зоны. Очень перспективной станет сфера маркетинга, где персональные данные используют для таргетирования пользователей (включая их перевод из оффлайна в онлайн). Такие технологии могут быть востребованы как ретейлом, так и крупными интернет-компаниями.

Стоит присмотреться и к финтех-платформам, которые позволяют уменьшить комиссии по всем направлениям (эквайринг, обмен, перевод) и улучшают пользовательский опыт (user experience).


Александр Петерман

основатель сервиса Notify.Network


В начале прошлого года мы видели пиковые значения на рынке акций в США – поэтому с середины апреля по конец августа выходили с него: продали Twitter, NVIDIA и все остальное из портфеля. На наш взгляд, акции сильно потянут за собой всю инвестиционную составляющую – просядет венчур и модель инвестирования в идеи и сервисы, которые еще себя никак не показали.

Мы видим тенденцию снижения всех активов. Пожалуй, единственное, куда стоит вкладываться в 2019 году, – онлайн-бизнесы, которые обладают клиентской базой здесь и сейчас. То есть это должны быть реально работающие компании с живыми клиентами и протестированной бизнес-моделью. Второй вариант для инвестиций – бизнес, который работает на новых, только формирующихся рынках и уже обладает определенным Cash Flow.