Не только «Криптокотята»: как блокчейн меняет компьютерные игры

Не только «Криптокотята»: как блокчейн меняет компьютерные игры

В конце прошлого года канадская студия AxiomZen выпустила блокчейн-игру CryptoKitties, в которой пользователи примеряют на себя роль заводчиков виртуальных котиков и одновременно осваивают азы использования смарт-контрактов Ethereum. К марту разработчики «Криптокотят» привлекли инвестиций на $12 млн и породили целую поросль подражателей. Их пример, возможно, самый заметный, но не единственный — блокчейн в играх используется уже несколько лет и в 2018 году, уверены эксперты, поможет индустрии обогнать кинорынок и достичь объема в $115 млрд. Технология помогает удостоверить право собственности на внутриигровые предметы, повышает доверие к киберспорту и облегчает жизнь разработчикам. Вот почему это важно.


В качестве примеров блокчейна в играх можно назвать еще швейцарскую Spell of Genesis, гибрид коллекционной карточной игры и аркады, созданную в апреле 2017 года — и первую, где по-настоящему задействован блокчейн и в технологическом устройстве, и в сюжете игры; Beyond the Void, первую RTS, использующую блокчейн в своей архитектуре; Augmentors, первый игровой проект с дополненной реальностью на блокчейне, и многие другие.

Важнее другое — как и в случае с другими сферами деятельности, внедрение блокчейна уже решает целый ряд фундаментальных проблем одной из крупнейших индустрий современного мира: по данным Newzoo, в 2017 году 2,2 млрд геймеров принесут игрокам рынка $109 млрд. Вот как именно блокчейн уже сейчас меняет игры.


Платить в крипте


Самое очевидное применение блокчейн-технологий — позволить геймерам покупать игры и приобретать внутриигровые ценности за криптовалюты: таким образом устраняется необходимость в посредниках и решается проблема безопасности и прозрачности платежей. Блокчейн-инструменты защищают геймеров от мошенничества, хакерских атак, дублирующих платежей и других проблем. Поскольку все транзакции фиксируются в блокчейне, становится совсем несложно вычислить «читеров» — недобросовестных геймеров, пытающихся завладеть игровыми артефактами других пользователей.

Еще в 2016 году крупная игровая платформа Valve добавила возможность оплаты в биткоинах, договорившись о партнерстве с платежным сервисом BitPay. В октябре 2017 года блокчейн-компания GameCredits, создавшая игровую криптовалюту GAME, договорилась о партнерстве с Unity, разработчиком движка, на котором работает более половины всех мобильных игр в мире, включая Pokemon Go, Hearthstone и Assasin’s Creed Identity.

Однако использование криптовалют в качестве платежного средства открывает возможности и для решения более глобальной проблемы игровой индустрии.


Владеть игровыми предметами


По данным Bloomberg и аналитических отчетов компании Eilers & Krejcik Gaming, только за 2016 год оборот внутриигровых предметов на «черных рынках» превысил $7 млрд. Это объясняется тем, что сфера применения виртуальных активов — «золота», предметов, персонажей и других ценностей — ограничена лишь одной игрой. Фактически пользователи тратят впустую огромное количество денег и времени на то, чтобы получить свои внутриигровые предметы, которые становятся бесполезными, как только игрок переходит к другому проекту.

Децентрализованные технологии решают эту проблему: поскольку все транзакции по передаче внутриигровых артефактов записываются в блокчейне, геймер по-настоящему владеет своими игровыми активами — он может их продавать или менять даже за пределами проекта. И в последние годы стали появляться игры, в которых блокчейн-технологии используются для обеспечения прав геймеров на заработанные внутриигровые ценности.

В уже упоминавшейся игре Spells of Genesis используются токенизированные карты, которые напрямую записываются в блокчейне. У каждого пользователя есть криптокошелек, поэтому игра автоматически отслеживает все транзакции и фиксирует владение теми или иными активами. Как говорят представители студии EverdreamSoft, создавшей игру: «Spells of Genesis позволяет игрокам получать действительное право собственности на их цифровые активы при помощи блокчейна».

Уже существуют децентрализованные маркетплейсы, объединяющие пользователей и разработчиков разных игровых проектов. В рамках подобных платформ геймеры обмениваются друг с другом игровыми ценностями не только из одной игры, но и из разных игровых проектов, или используют криптотокены, заработанные в одной игре, для приобретения ценностей в другой.

Например, проект Gameflip — маркетплейс цифровых активов — разработал криптотокен FLIP и блокчейн-экосистему и тем самым позволил двум миллионам своих клиентов покупать и продавать заработанные геймерами и выпущенные издателями предметы на всех платформах, включая мобильные, PC, консоли и VR/AR. Основатели проекта пишут, что без блокчейна создать столь безопасный и прозрачный маркетплейс было бы невозможно.

Некоторые подобные блокчейн-платформы стремятся занять более узкую нишу в игровой индустрии. Например, российский проект SkinCoin планирует выпустить токен SKIN — универсальную криптовалюту для покупки и продажи скинов (внешних видов игровых объектов) и расчета на игровых сервисах, связанных со скинами. Как и другие виртуальные активы, скины тоже являются предметом активной торговли геймеров и высоко ценятся — стоимость одного скина может достигать $15 тыс.

Подобные нововведения приносят пользу не только геймерам, но и разработчикам. Ценность блокчейна для разработчиков заключается прежде всего в том, что более надежное и реальное право собственности на свои внутриигровые активы побуждает геймеров, не рискующих потерять заработанное, стремиться находить более редкие игровые артефакты и, следовательно, инвестировать больше времени и денег в свои любимые игровые проекты.


Справедливо распределить доходы


Киберспорт — уже давно не маргинальное развлечение, а вполне уважаемая спортивная дисциплина, которая войдет в программу Азиатских игр в 2022 году и может стать частью Олимпийских игр 2024 года в Париже. И совершенно точно никем не подвергается сомнению тот факт, что киберспорт — это чрезвычайно популярная и доходная индустрия: по данным Newzoo, к концу 2017 года аудитория киберспорта достигнет 380 млн человек (к 2020 году этот показатель должен увеличиться на 50 %), а по данным Superdata капитализация рынка составляет сейчас $1,5 млрд и вырастет к 2022 году до $2,3 млрд.

Как в любой стремительно растущей индустрии, в киберспорте существует ряд проблем, мешающих всем задействованным сторонам. Игроки сталкиваются с задержками и невыплатами призовых даже в случае с крупными турнирами, а тем, кто делает ставки на киберспортивные соревнования, знакомы отсутствие прозрачности и эффективности в сложившейся индустрии киберспортивного беттинга: распределение выигрышей зависит от escrow-агентов, которые, собственно, и принимают ставки.

Внедрение смарт-контрактов решает эти проблемы: игроки делают ставки токенами, а результаты игр записываются в смарт-контракте,  — поэтому процесс распределения зарплат, спонсорских выплат, призовых и выигрышей становится по умолчанию прозрачным. Кроме того, поскольку данные, записанные в блокчейне, не могут быть изменены, все участники будут надежно защищены от любого мошенничества со стороны недобросовестных операторов. То есть блокчейн-решение гарантирует киберспортсменам справедливое и эффективное распределение доходов без привлечения посредников, а у тех, кто делает ставки, формирует доверие к справедливости процесса и создает уверенность в том, что шанс выигрыша точно существует. Кроме того, устранение посредников снижает размер комиссий, помогает игрокам сокращать свои расходы и увеличивает общий размер призовых фондов.

Главный пример специализированной платформы, в рамках которой реализованы инструменты децентрализованной организации матчей и распределения выигрышей, — успешный американский проект FirstBlood, созданный в 2016 году на блокчейне Ethereum. Платформа позволяет игрокам организовывать друг с другом матчи и турниры и получать вознаграждения за выигранные соревнования. Кроме того, в рамках платформы существует и децентрализованная система разрешения споров: случайно выбранные свидетели и присяжные голосуют с помощью блокчейна и получают вознаграждение в токенах платформы. На данный момент в FirstBlood доступна игра Dota 2, но в ближайшее время платформа планирует расширить ассортимент такими проектами, как Call of Duty, Counter Strike: Global Offensive и FIFA 18.

Основанная в 2014 году платформа для беттинга на киберспортивные события Unikrn планирует перейти на блокчейн. Осенью 2017 года компания провела успешный ICO с целью сбора средств на разработку своего Ethereum-токена UnikoinGold: за месяц проект собрал $15 млн, сумев привлечь инвестиции от сооснователя Ethereum Антонио Дииорио, а также от таких ведущих фондов, специализирующихся на блокчейн-продуктах, как Blockchain Capital, Pantera Capital и CoinCircle.

Поскольку Unikrn является лицензированной киберспортивной платформой, пользователи со всего мира смогут легально делать ставки на исход соревнований с помощью виртуальных токенов проекта. Токены UnikoinGold можно будет менять на криптобиржах на крупнейшие криптовалюты, после чего их, соответственно, можно будет обменять на фиатные валюты. Помимо ставок на киберспортивные матчи и турниры, токен UnikoinGold будет использоваться в качестве средства вознаграждения для игроков и команд.

Среди других аналогичных проектов стоит отметить австралийскую платформу Skrilla, созданную двумя игровыми компаниями — Puntaa и GAMURS Group, — это лицензированная и полностью легальная площадка для ставок на киберспортивные состязания и участие в фэнтези-турнирах. В ноябре 2017 года проект провел ICO. На конец января 2018 года свой запуск планирует и платформа для ставок на киберспорт и участие в лотереях Wild Crypto. Этот проект собирается представить токены WILD, с помощью которых пользователи смогут играть на сайте платформы. В сентябре 2017 года Wild Crypto провела успешный токен-сейл, достигнув заявленной цели за 96 секунд.


Преимущества для разработчиков


Использование блокчейна решит проблему охраны интеллектуальной собственности: цифровые активы, которые хранятся на блокчейне, защищены от копирования и кражи. Точно так же уйдут в прошлое и сложности с техническим обслуживанием успешных игровых проектов: больше нет необходимости в аренде дорогих дата-центров, поскольку в случае с играми, работающими на блокчейн-технологиях, каждая новая установка игры лишь расширяет инфраструктурные мощности проекта.

Но есть и более важное преимущество: децентрализованные технологии позволяют напрямую связать игроков с разработчиками, то есть посредники станут не нужны.

В настоящее время игровые площадки контролируются крупными централизованными сервисами вроде Steam, Apple и Google: без них небольшие разработчики, не имеющие собственных платформ, не располагают каналами распространения и продвижения своих проектов. Естественно, ни о какой эффективности и справедливости распределения прибыли говорить не приходится: посредники берут с разработчиков до 30 % доходов и могут выплачивать им процент от прибыли в течение 60 дней.

Блокчейн изменил бизнес-модель «игрок — платформа — разработчик» на «игрок — разработчик»: отношения участников этой цепочки будут регулировать не посредники, а смарт-контракты. Создатели игр не будут больше зависеть от единственной организации и получат реальный контроль над своими продуктами и доходами.

Кроме того, прямая связь игроков с разработчиками, достигаемая с помощью блокчейн-инструментов, открывает новые возможности для поддержки игровых проектов: пользователи смогут финансировать независимых издателей с помощью игровых ICO или децентрализованных онлайн-магазинов и напрямую участвовать в создании интересных для себя проектов.

Израильская компания Game Tech разрабатывает на блокчейне Ethereum децентрализованную игровую экосистему Game Protocol. В рамках этой экосистемы разработчики будут иметь доступ к SDK для создания новых игр, рекрутинговому сообществу, в котором можно искать специалистов на новые проекты, и онлайн-магазину для дистрибуции игр, сортирующему проекты на основании пользовательских рейтингов: то есть, как говорится в whitepaper проекта, децентрализованный магазин игр обеспечит справедливую конкуренцию среди инди-разработчиков и даст шанс лучшим играм быть замеченными широкой аудиторией. Кроме того, частью Game Protocol станет платформа краудфандинга для новых игр, в рамках которой инвесторы смогут напрямую вкладываться (с помощью токенов платформы) в новые проекты в обмен на различные бонусы от разработчиков. Проект в ближайшее время выходит на ICO.

На краудфандинговой составляющей взаимодействия игроков и разработчиков делает акцент Ethereum-платформа Game Machine, которая в настоящее время проводит собственный токен-сейл. Платформа позволит создателям игр устраивать ICO для своих проектов: игроки и инвесторы покупают уникальные токены разработчиков в обмен на внутриигровые ценности, скидки и прочие бонусы. Кроме того, у игроков будет возможность майнить внутриигровые валюты и торговать игровыми артефактами. Надежность транзакций обеспечивается использованием смарт-контрактов.

Иначе процесс поддержки новых проектов видит блокчейн-проект NITRO (который также проводит свой ICO в данный момент): разработчики представляют на платформе Nitro Marketplace свои игры, игроки голосуют, а площадка поддерживает разработку и запуск выбранного проекта.

Конечно, децентрализованный подход не может решить все имеющиеся в игровой индустрии компьютерных игр проблемы раз и навсегда, однако если тренд на использование блокчейн-методов, представленный в настоящее время описанными в этом тексте сравнительно небольшими проектами, будет подхвачен более крупными игроками рынка, то отрасль действительно сможет стать более надежной, справедливой и эффективной.