Что такое NFT и зачем вам это знать

Что такое NFT и зачем вам это знать
Фото: Gremlin/Getty Images

Бренд чипсов Pringles недавно представил свой новый «вкус» CryptoCrisp в форме уникального цифрового предмета коллекционирования, известного как NFT. Ставки на его покупку уже превысили сумму в $2 тыс. NFT-гифки с изображением тако от Taco Bell были распроданы всего за 30 минут. The New York Times продала колонку о NFT за колоссальные $560 тыс. А шоу Saturday Night Live даже сделало скетч на тему NFT — он позднее ушел с молотка, опять же как NFT, примерно за $360 тыс.

Очевидно, что NFT — большой бизнес, по крайней мере сейчас. Этой аббревиатурой (от английского non-fungible tokens) обозначают невзаимозаменяемые токены, которые представляют собой уникальный цифровой актив на основе блокчейна. Первоначально NFT использовались для подтверждения предметов цифрового искусства, выступая в роли сертификатов подлинности. Теперь люксовые бренды одежды, компании недвижимости, профессиональные спортивные лиги и даже легендарные аукционные дома вроде Christie’s, Sotheby’s и Phillips продают NFT. Звезда американского футбола Том Брэди недавно объявил о запуске NFT-компании, которая будет сотрудничать с известными спортсменами, артистами и художниками.

Всего вышеперечисленного достаточно, чтобы заставить любого владельца бизнеса задуматься об изучении нового тренда. Некоторые финансовые эксперты призывают инвесторов действовать с осторожностью, поскольку цена NFT после февральского пика упала более чем на 70%. Скептики предупреждают, что пузырь NFT может скоро лопнуть, поскольку рынок наводнен новыми творениями, а новизна криптографических коллекционных предметов постепенно сходит на нет. В то же время энтузиасты вроде миллиардера Марка Кьюбана говорят, что NFT могут стать новой важной статьей доходов для малого бизнеса и криэйторов. А значит, сейчас самое время заскочить в вагон этого поезда. Вот что вам перед этим нужно узнать об NFT.

Риски и потенциальные выгоды

Большинство NFT являются частью блокчейна Ethereum и поэтому покупаются и продаются с использованием криптовалюты эфир. Это означает, что теоретически вы можете обменять NFT, созданный на блокчейне Ethereum, на другой NFT, созданный там же. Цена NFT привязана к стоимости эфира и биткоина, которые являются очень волатильными активами. И, как и в случае с любой другой инвестицией, чтобы заработать, их нужно покупать дешево, а продавать дорого.

«Все инвестиции связаны с риском отката назад. Инвесторам следует покупать NFT, предварительно полностью оценив потенциальные выгоды и риски», — предупреждает управляющий партнер венчурного фонда Blockchain Coinvestors Мэтью Ле Мерль.

Вам также следует знать, что маркетплейсы NFT вроде OpenSea, Rarible и Nifty Gateway взимают высокие транзакционные и аукционные сборы — обычно от 2,5% до 5% с каждой продажи, что может существенно снизить вашу прибыль. Однако это сопоставимо с комиссиями других платформ электронной коммерции вроде Etsy и Shopify.

Для бизнеса прелесть NFT выходит далеко за рамки потенциальной прибыли. Теперь вы можете поучаствовать в новом способе монетизации интернета с помощью цифровых коллекционных предметов. Поскольку практически любой цифровой объект может стать NFT, их можно использовать для самых разных целей. Это и песни, и гифки, и фильмы, и фотографии, и новостные статьи, и даже твиты. Каждый токен уникален (помним о невзаимозаменяемости) и не может быть повторен, что увеличивает его ценность как коллекционного предмета. Например, поклонники баскетбола покупают и обменивают свои любимые игровые моменты в форме NFT (своего рода современные коллекционные карточки) на NBA Top Shot. А Playboy занимается лицензированием своего 68-летнего архива контента для NFT.

С помощью NFT также можно по-новому монетизировать интеллектуальную собственность. «Контент и продукты интеллектуальной деятельности, у которых есть большая база поклонников, идеально подходят для преобразования в цифровые активы. Большинство самых известных музыкантов, актеров, художников и спортсменов мира частично или полностью лицензированы крупными компаниями, которые хотят монетизировать свои права на интеллектуальную собственность», — говорит Ле Мерль. Например, сингл актрисы и певицы Линдси Лохан в форме NFT был продан за $85 тыс. А CEO Twitter Джек Дорси продал твит в форме NFT за $2,9 млн.

Поскольку NFT могут быть привязаны и к физическим активам, с их помощью можно проверять подлинность и отслеживать историю продаж произведений искусства или других предметов роскоши.

«Произведения искусства теряются гораздо чаще, чем многие могут представить. Индустрия сильно выиграет от возможности отслеживать произведения физически и определять их происхождение», — рассказывает опытный куратор Лениз Логан, консультирующая художников на предмет использования NFT.

Арт-стартап Tellinga, который по фотографиям создает нарисованную от руки историю, недавно объявил, что предоставит каждому покупателю NFT. Он будет иметь привязку к физическому произведению искусства. По словам основателя Tellinga Алекса Курковски, компания надеется стать мостом для людей, интересующихся NFT и криптовалютами.

«Многие потенциальные покупатели не могут отличить хорошие предметы коллекционирования или искусства от плохих, поскольку не являются экспертами или не обладают временем для того, чтобы в этом разобраться», — говорит Курковски.

Tellinga также изучает функцию, которая позволила бы ее клиентам минтить или токенизировать свои произведения искусства. Это позволило бы художникам, сотрудничающим с Tellinga, получать гонорары при перепродаже их работ.

В силу очевидных причин небольшим компаниям и менее известным авторам труднее получать финансовое вознаграждение, эквивалентное тому, что зарабатывают знаменитости и крупные бренды. Ценообразование оказалось особенно сложной задачей, говорит аргентинский цифровой художник Тин, который продает NFT на торговых площадках OpenSea, Rarible и GhostMarket. Он начал выставлять на продажу свое криптоискусство в марте этого года и пока продал только один NFT, заработав в общей сложности 0,33 ETH, что эквивалентно примерно $696. Тин экспериментирует с разными ценовыми категориями. «Люди могут недооценивать или переоценивать искусство. Художники в большинстве своем его недооценивают. Тогда как большинство реселлеров, которые хотят быстро заработать, напротив — переоценивают», — отмечает он.

Что ждет NFT дальше

Малый бизнес, заинтересовавшийся NFT, может найти им и другое применение, помимо инвестирования и продажи. Владельцы NFT могут предлагать свои цифровые активы в качестве залога для получения ссуды или давать их взаймы другим пользователям на торговых площадках вроде NFTfi. Токены также могут быть привязаны к привилегиям или членству в клубе. Группа из 10 музыкальных заведений, включая Troubadour в Лос-Анджелесе и 9:30 Club в Вашингтоне, участвуют в аукционе криптоискусства. Каждый NFT привязан к конкретному заведению и дает владельцу право на получение VIP-пропуска или других привилегий. NFT могут заменить билеты на концерты и другие мероприятия. Марк Кьюбан изучает возможность использования NFT в качестве билетов на игры Dallas Mavericks, что позволит клубу получать гонорар от перепродажи билетов.

«Следующая точка роста для рынка — практическая польза NFT, то есть то, что вы можете с ними сделать», — говорит директор по инновациям стартап-инкубатора Polyient Labs (работает на ранних стадиях с блокчейн-проектами) Крейг Руссо.

По словам Руссо, он ожидает появления новых приложений для NFT, особенно в сфере игр и интерактивного взаимодействия с брендом. Блокчейн-игры вроде CryptoKitties позволяют игрокам покупать внутриигровые токены или коллекционные предметы и потенциально зарабатывать на их перепродаже. Результатом станет новое поколение онлайн-игр с концепцией «плати, чтобы заработать». В них игроки будут зарабатывать внутриигровые токены, которые впоследствии смогут обменять на криптовалюту. Такой подход может заменить текущую систему оплаты внутриигровых транзакций, построенную по принципу «плати, чтобы играть».

«Мы действительно рассматриваем рынок NFT как своего рода новое направление для бизнеса. Если им найдется применение, выходящее за рамки обычной продажи, это добавит стоимости тем брендам, которые стремятся выйти за рамки, скажем, Instagram или традиционных социальных сетей», — подчеркивает Руссо.

В то же время он призывает малый бизнес, который заинтересовался NFT, первым делом хорошо изучить эту тему. Уже сейчас полно экспертов и стартапов в области NFT, которые готовы дать совет всем любопытствующим. По данным PitchBook и CNBC, в 2021 году венчурные капиталисты вложили $90 млн в стартапы, которые работают с NFT и цифровыми коллекционными предметами. Но большой энтузиазм не следует путать с реальными знаниями. Многие «эксперты» в области NFT — это люди, у которых есть прямой финансовый стимул рекламировать их, например художники, создающие NFT, или инвесторы, которые поддерживают стартапы в сфере NFT, криптовалют и блокчейна.

«Если говорить о малом бизнесе, существует множество технических и в особенности образовательных барьеров на пути массового внедрения NFT, помимо их обычной покупки и продажи», — считает Руссо.