Около 2 тыс. зарубежных компаний ждут одобрения продать свои активы и уйти из России. По информации Financial Times, компании постоянно сталкиваются с новыми ограничениями. Например, добровольный взнос в бюджет России стал обязательным.
Что случилось
Американская газета Financial Times сообщила, что около 2 тыс. зарубежных компаний ждут разрешения Минфина на продажу бизнеса и уход с российского рынка.
Издание отмечает, что компании, которые пытаются уйти из страны, сталкиваются с новыми ограничениями. Например, опциональный взнос в госбюджет, назначенный в декабре 2022 года, размером не менее 10% от суммы сделки по продаже местного бизнеса объявлен Минфином обязательным с 27 марта.
«Многие компании стремились покинуть Россию как можно быстрее, поэтому они выбрали этот 10% налог и наличные сразу, вместо неопределенности с отсрочкой платежа, — сказал на условиях анонимности участник недавней сделки по уходу из России. — Комиссия собирается три раза в месяц и рассматривает не более семи заявлений за одно заседание».
Первая сделка ухода иностранной компании, включающая «добровольный» взнос, была заключена норвежской компанией Wenaas после продажи своих российских отелей в феврале 2023 года АФК «Система», которая заявила, что стоимость сделки составила до €203 млн, включая 10% взнос в бюджет Российской Федерации.
Почему это важно
Решение затронет иностранные компании, которые начали, но не завершили уход из России, так как ужесточение условий не оставит им никакого другого выбора, кроме как внести вклад в бюджет. «Главное отличие новых правил от предыдущих заключается в том, что у компаний больше нет выбора», — заявил партнер компании «Некторов, Савельев и партнеры» Илья Рачков.
Контекст
После начала «военной спецоперации» России на Украине 24 февраля 2022 года американские и европейские компании начали массово покидать российский рынок, в том числе продавая местный бизнес. Однако по состоянию на январь 2023 года полностью из страны ушли только 9% зарубежных компаний, говорится в исследовании экономистов швейцарского института IMD и Университета Санкт-Галлена Никколо Пизани и Саймона Эвернетта.
С одной стороны, уход иностранных брендов открыл дорогу российским компаниям — 60% российских предпринимателей рассчитывают занять место ушедших брендов. В то же время образовался дефицит комплектующих, материалов, программного обеспечения и оборудования. Кроме того, в России может снизиться доля инновационных лекарств и остановиться производство продуктов.
На данный момент продукция иностранных брендов, ушедших из страны, поставляется по параллельному импорту, начавшемуся в мае 2022 года. По итогам этого года в Россию таким образом ввезли товаров на сумму около $20 млрд.