Мы находимся в переговорах с одним владельцем помещения. Говорим ему, что проект может выжить, если первые два месяца не будем платить за аренду, а потом привяжем оплату к обороту. А человек не хочет на такое идти.
Но тогда он не сдаст помещение вообще никогда за эти деньги. И даже за половину. Поэтому надо договориться сейчас — всем и обо всем.
Сегодня время клиентоориентированности. Арендодатель должен относиться к нам как к клиенту. «Нулевые», когда к нам относились как к лохам, должны закончиться. О нас нужно заботиться.
Ресторан — место, куда приходят люди. Конечно, можно делать стартапы в сферах доставки и удаленного питания, онлайн-курсы шефов, zoom-ужины, и так далее. Но мы с вами социальные животные, потребность в окситоцине нельзя удовлетворить через экран, и как только карантин закончится — люди вернутся в рестораны.
Но даже если скоро наступит пик эпидемии, сам коронавирус никуда не денется и затем может наступить вторая волна, которая может быть очень сильной при жёстком карантине. Так что ситуации, в которой находилась ресторанная индустрия до эпидемии, не будет в ближайшие года полтора-два. Мы сейчас находимся в биологическом кризисе, который подкрепляется кризисом, основанным на страхе.
В будущем в нашей индустрии произойдёт переосмысление, появятся новые IT-проекты. Но пока мы находимся в состоянии неопределённости и не знаем, что будет дальше.
Конечно, я уверен, что все разрулится и появятся новые интересные ниши и возможности. Я уже зафиксировал все убытки и всё списал.
Всё пройдёт, всё будет хорошо.